В развитии древнекитайского права можно выделить 3 этапа:
1)На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае (18-6 в. до н.э.) в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.
2) На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
3) С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. - III в. н.э.) - этапе формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.
1. Право собственности. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Земля:
• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;
• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
Рабы:
• в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;
• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.
2. Обязательства. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
• договор мены (появился одним из первых);
• договор купли-продажи (в письменной форме с обязательной уплатой пошлины);
• договор дарения (земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества);
• договор займа (появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство);
• договор аренды земли;
• договор личного найма.
3. Брачно-семейные отношения. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.
4. Уголовное право. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
• государственные - мятеж, заговор;
• религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
• против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
• против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
• воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением гос. власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни.
Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:
• смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
• членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
• штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
• тюремное заключение.
Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
5. Судебный процесс. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Гос. аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.