пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Гос-ва Двуречья (Мессопотамии), первые правовые памятники (до законов Хаммурапи).

Гос. строй Древний Шумера и Вавилона.

   История Азиатского Междуречья (между реками Тигр и Евфрат), отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледелия и управления. В конце 4 тыс. сюда пришли шумеры (черноголовые). Пришельцы освоили плодородную почву долины двух рек, научились создавать ирригационные сооружения, создали города-государства.

   К началу 3 тыс. до н.э. в Шумере насчитывалось около 40 крупных городов. Наиболее крупные из них – Ур, Урук, Киш, Ниппур, Лагаш. Управление городами осуществляли народное собрание и Совет старейшин.

   Документы 3 тыс. до н.э. признают центром Шумера город Урук (урукская цивилизация). Для нёё характерно три величайших достижения: строительство храмов – зиккуратов (ступенчатых храмов), изобретение цилиндрической печати, письменности.

   В Шумерский период (ок. 2100 г. до н.э.) появляются обстоятельные законодательные установления правителя города Ура Шульги, - древнейшие из сохранившихся.

   По данным историков, уже в 24 в. до н.э. обычное право действовало только в селениях-общинах, а в гос. секторе возобладали законы, где вместо телесных наказаний преобладали штрафы.

   Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, где содержались и призывы поступать должным образом. Например, в поучениях мудреца Шуруппака (25 в. до н.э.) встречаются такие слова: «Не кради – себя не губи. Вор – то лев, а схватили – раб».

   Управление государствами-городами осуществлялось двумя путями. Первый – воинами вождями (энси), которые со временем стали исполнять и судебные функции, распоряжаться имуществом и казной. Второй – жрецами (лугалями), которые выбирались собранием горожан или советом старейшин.

   Шумерское гос-во просуществовало семь веков и было захвачено семитами-аккадами, которые создали Аккадское царство (ему более 200 лет).

   Аккадское царство было захвачено племенами амореев, которые основали город Вавилон (19 в. до н.э.). Расцвет Вавилонского царства (18 век до н.э.) связан с именем его шестого царя – Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

   Социальная структура Вавилона была типично древневосточной – жрецы, воины, земледельцы, рабы. Древневавилонское царство представляло собой централизованное гос-во. Во главе стоял царь, который рассматривался как наместник и служитель Бога на земле. Как и в других древневосточных гос-вах, в руках царя сосредоточивались обширные хозяйственные функции: строительство храмов, ирригационное хозяйство, регулирование цен на товары и т.д.

    Власть царя была ограничена жречеством и богатыми городами. Три города Вавилонии – Ниппур, Сиппар и Вавилон имели льготные грамоты, которые не позволяли царю сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать солдат, привлекать к работам в храмовых хозяйствах. Отношения между центральной властью и храмами были также сложны. Храмы, являясь крупными собственниками, стремились к независимости. Подчинённую роль они стали играть лишь при царе Хаммурапи.

   О чиновниках Вавилонского царства дошли скудные сведения. Большую роль в управлении играл правитель дворца, который ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей. Управление на местах осуществляли наместники, областные представители, вожди племенных общин. Они выполняли и судебные функции. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьёй с правом помилования. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения административным или судебным органам: общинным или царским.   

 

 


21.01.2014; 19:31
хиты: 152
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь