пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общие квалифицирующие признаки хищений.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки хищений во многом совпадают, поэтому они рассматриваются обособленно, но в контексте каждой из его форм.

Хищение группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160, п. "а" ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162, п. "а" ч. 2 ст. 164 УК РФ). Общее понятие признака "группа лиц по предварительному сговору" дается в ч. 2 ст. 35 УК РФ: "Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления".

под предварительным сговором, о котором говорит закон, следует понимать договоренность о совместном совершении хищения между двумя или более лицами, состоявшуюся до его непосредственного совершения. Поскольку началом реализации объективной стороны состава любого преступления признаются умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления (т.е. покушение на него - ч. 3 ст. 30 УК РФ), следует признать, что предварительный сговор между соучастниками группового хищения может состояться в любой момент, включая и стадию приготовления к преступлению, но до начала действий, непосредственно направленных на изъятие чужого имущества. Если сговор на совместное совершение преступления возник в процессе непосредственного изъятия имущества, он утрачивает свойство предварительности и, следовательно, рассматриваемый квалифицирующий признак исключается. В этом случае каждый из соисполнителей будет нести ответственность за те преступные действия, которые он совершил непосредственно. В частности, при отсутствии иных квалифицирующих признаков грабеж квалифицируется по ч. 1 ст. 161 УК РФ как оконченное или неоконченное преступление в зависимости от конкретных обстоятельств дела <1>.

Совместное групповое хищение предполагает выполнение участниками таких действий, которые содержат в себе признаки объективной и субъективной сторон состава хищения. В состав группы лиц по предварительному сговору могут входить только соисполнители, хотя прямое указание на этот счет в законе отсутствует.

В силу ч. 2 ст. 33 УК РФ группу лиц по предварительному сговору могут образовать только лица, подлежащие уголовной ответственности. Невменяемые лица и лица, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в состав группы юридически входить не могут, даже если фактически они непосредственно принимали участие в хищении чужого имущества. Например, если совершеннолетний преступник предварительно склонил подростка в возрасте до 14 лет, а затем договорился с ним и оба они совершили открытое изъятие чужого имущества, "группа" как квалифицирующий признак состава хищения отсутствует.

Соучастник в виде подстрекателя, пособника, организатора, не принимавший непосредственного участия в изъятии имущества при групповом хищении, несет ответственность по соответствующим частям ст. 33 и ч. 2 ст. ст. 158 - 162 УК РФ.

Хищение, совершенное с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (п. "б" ч. 2, п. "а" ч. 3 ст. 158, п. "в" ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК РФ). Жилище - это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Под помещением в статьях гл. 21 УК РФ понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях (примечание 3 к ст. 158 УК РФ). Это может быть завод, музей, почтовое отделение, магазин и др.

Под хранилищем хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей (примечание 3 к ст. 158 УК РФ) <1>. К ним относят, например, передвижные контейнеры, сейфы и тому подобные хранилища <2>.

под незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище следует понимать противоправное открытое или тайное вторжение в них с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Проникновение в указанные строения или сооружения может быть осуществлено и тогда, когда виновный извлекает похищаемые предметы без вхождения в соответствующие помещения. Решая вопрос о наличии в действиях лица, совершившего хищение, признаков незаконного проникновения в жилище, помещение или иное хранилище, судам необходимо выяснить, с какой целью виновный оказался в помещении, а также когда возник умысел на завладение чужим имуществом. Цель изъятия чужого имущества должна предшествовать проникновению в жилище, помещение или хранилище. Если лицо находилось там правомерно, не имея преступного намерения, но затем совершило хищение, в его действиях указанный признак отсутствует, так же как и в случае, когда лицо оказалось в жилище, помещении или ином хранилище с согласия потерпевшего и других лиц. Деяние не может рассматриваться как проникновение, если хищение совершено лицом, имеющим доступ в жилище, помещение или хранилище в силу своего служебного положения либо в силу выполняемой работы, а равно лицом, имеющим одноразовый доступ в указанное помещение.

Указанные формы хищения при наличии рассматриваемого квалифицирующего признака рассматриваются как составы преступлений, имеющие факультативный объект. Поэтому в случае признания лица виновным в совершении хищения чужого имущества путем незаконного проникновения в жилище дополнительной квалификации по ст. 139 УК РФ не требуется <1>.

Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия. Данный квалифицирующий признак предусмотрен только п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, т.е. может быть характерен для грабежа.

Совершая открытое хищение, грабитель обычно полагается на внезапность и дерзость своих действий и связанную с этим растерянность жертвы и очевидцев. Это обстоятельство подчас исключает применение мер к сопротивлению. С другой стороны, открытое хищение нередко содержит в себе потенциальную угрозу насилия, если сопротивление оказывается или предполагается. Специфика же насильственного грабежа состоит в том, что виновный прибегает к физическому насилию по отношению к лицам, препятствующим ему, в качестве средства изъятия или для удержания только что изъятого имущества.

Для правильного установления этого признака необходимо учитывать три обстоятельства: во-первых, УК РФ повышает ответственность не только за фактическое применение насилия, но и за угрозу его применения, поэтому квалифицирующим признаком грабежа является не только применение физического насилия, но и психическое воздействие, выражающееся в угрозе реального применения физического насилия. Во-вторых, при совершении грабежа насилие может быть применено как к собственнику (или иному законному владельцу имущества), так и к другим лицам, которые, по мнению преступника, реально могли воспрепятствовать хищению. В-третьих, признаком насильственного грабежа является лишь такое насилие, которое по своему характеру не представляет опасности для жизни или здоровья граждан.

Под насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, принято понимать действия, которые не создали угрозу для жизни и не причинили реального вреда здоровью потерпевшего, не вызвали стойкую, хотя бы и кратковременную, утрату трудоспособности, но были сопряжены с причинением физической боли, с нанесением побоев или с ограничением свободы потерпевшего <1>. Лишение или ограничение свободы потерпевшего может рассматриваться как насилие, не опасное для здоровья, в тех случаях, когда эти действия виновного направлены на то, чтобы лишить потерпевшего возможности воспрепятствовать изъятию имущества.

В свою очередь, действия виновного, связанные с применением физической силы, но не к потерпевшему, а к его имуществу - срывание шапки с головы, вырывание из рук сумочки, - также не образуют насилия.

Наконец, грабеж является насильственным только в том случае, когда примененное насилие служило средством завладения имуществом или средством его удерживания непосредственно после задержания виновного. Поэтому насилие, которое виновный применяет с целью избежать задержания после окончания, например, кражи, не может превратить ее в грабеж. И наоборот, если преступление было начато как ненасильственный грабеж или как кража, но после его обнаружения похититель применил насилие для завладения имуществом или для его удержания сразу после тайного завладения, деяние перерастет в насильственный грабеж.

Наступившие при грабеже в результате применения физического насилия последствия, поскольку они являются не опасными для здоровья и жизни, всегда остаются в рамках состава грабежа. Следовательно, при причинении в результате грабежа потерпевшему, например, физической боли не требуется дополнительной квалификации действий виновного по ст. 116 УК РФ.

Кража, совершенная из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем (п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ). Повышенная общественная опасность данного вида кражи обусловлена особой дерзостью виновного, так как изъятие имущества совершается при физическом контакте с потерпевшим или с предметами, которые он держит в руках или которые находятся в непосредственной близости от него (коробка, сумка, рюкзак, чемодан, сверток).

Хищение с причинением значительного ущерба гражданину (п. "в" ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160 УК РФ). Значительный ущерб представляет собой характеристику, данную в оценочном понятии. Количественное выражение значительного ущерба раскрывается в примечании 2 к ст. 158 УК РФ: "Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять меньше двух тысяч пятисот рублей". этот признак "может быть инкриминирован виновному лишь в случае, когда в результате совершенного преступления потерпевшему был реально причинен значительный для него материальный ущерб".

Кража из нефтепровода, нефтепродуктопровода (п. "б" ч. 3 ст. 158 УК РФ). Данный квалифицирующий признак представляет собой специальный случай кражи с незаконным проникновением в хранилище, поскольку в числе хранилищ в примечании 3 к ст. 158 УК РФ значатся и трубопроводы.

 


20.06.2016; 03:41
хиты: 611
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь