Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в.н.э.)
и его влияние на национальные философские школы;
XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости
китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается ЛаоЦзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники – философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
"Дао" имеет два значения:
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое
представляло собой энергетически емкую пустоту.
"Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй");
особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении
законов даосизма, слиянии с "Дао" - первоначалом, послушании императору и близости к нему;
путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей;
необходимо во всем уступать друг друг