История взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и государства подтверждает важность роли церкви в политическом, экономическом, правовом и культурном укладе России.
Взаимоотношения государства и церкви в 19 веке в области социальной политики представляли из себя хорошо развитую систему социальных мероприятий церкви и государства, что было обусловлено тем фактом, что абсолютное большинство членов российского общества 19 века, — от императора до крепостного крестьянина, — осознавало свою безусловную принадлежность к соборной православной церкви.
Главной чертой отношений светской и духовной власти в России XIX столетия был абсолютный контроль государства за жизнью церкви.
Ни один серьезный вопрос по управлению церковью не мог быть решен без одобрения императора, а на местах — без согласования со светской администрацией губерний и земель. Православная церковь XIX века была, по сути, государственным институтом.
Святейший Синод и «око государево» в нем — обер-прокурор — выполняли роль передаточного звена в исполнении «наместника Бога на Земле».
Духовенство, на основании действовавших в 19 веке законов, считалось привилегированным классом российской империи.
Являясь составной частью системы институтов РПЦ, монастыри подчинялись верховной власти Святейшего Правительствующего Синода и российского императора.
Уникальность этого периода заключается в том, что он явился единственным в своем роде вековым синодальным периодом РПЦ.
Православная Церковь 19 века была институтом, тесно связанным с государственными структурами.
Государственно-церковные отношения в области социальной политики определялись в 19 веке каноническими правилами жизни православного христианина, которые обязывали жертвовать, благотворить, быть милосердным.
19 век — составная часть Синодального периода РПЦ — был разрушительным для нормального развития религиозной жизни верующих.
В огосударствлении РПЦ лежат истоки ее трагедии в 20 веке.
Духовенство, которое канонически должно было доносить и поддерживать среди своей паствы традиции православного миропонимания, к концу столетия утратило свои привлекательные позиции в среде значительной части крестьянства и демократической интеллигенции.