пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2 семестр:
» КП
I семестр:
» История ГУ
» История
» История(Рома)

13. Государственно-церковные отношения в период сословно- представительной монархии.

В 16 в. восточные патриархи часто обращаются в Москву за финансовой поддержкой.

В 1588 г. правительство Годунова настояло на избрании Собором 26 января 1589 г. на патриарший престол московского митрополита Иова (1589— 1605 гг.). С указанием о Москве как о «третьем Риме».

Таким образом с 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность.

В годы Смуты церковь в целом и особенно монастыри стали одним из основных оплотов борьбы за национальное возрожде­ние. Патриарх Филарет в значительной сте­пени сконцентрировал в своих руках и духовную, и светскую власть. Он в равной степени стремился укреплять обе власти.

В 1ой половине 17 в. удалось приблизиться к идеалу двуединства церкви и государства.

Высшее управление Русской Православной Церкви представ­лял патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.

Русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода).

Собор 1667 г. принял решение о двукратном в год созыве соборов.

Компетенция: выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канониза­ция святых.

В 1620—1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управле­ния огромным церковным имуществом и персоналом.

Для заве­дования патриаршей областью были созданы приказы.

В результате на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказ­ных учреждений.

Приказ Духовных дел: выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха.

Казен­ный приказ ведал сборами в патриаршую казну.

Дворцовый при­каз ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома.

Здесь сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной мощью.

В царствование царя Алексея Михайловича возникают проти­воречия между укрепившимся самодержавием и церковью.

Стрем­ление светской власти поставить под контроль хозяйственную де­ятельность церкви, ограничить монастырское землевладение встретили сопротивление цер­ковных иерархов, патриарха Никона.

Конфликт совпал с расколом церкви в результате рефор­мы патриарха Никона по приведению богослужебных книг и обря­дов в соответствие с греческими оригиналами.

Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от пат­риаршества завершилась лишением его сана и ссылкой.

Вселенским собором 1666 г. Церковь начинает попадать в прямую зависимость от госу­дарства, что является одним из индикаторов эволюции самодер­жавия в сторону абсолютной монархии.


17.01.2014; 10:57
хиты: 2197
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь