В 5-6 вв. часть славян, составлявших древнейшее население Центральной и Восточной Европы, начинает продвигаться на территорию Восточно-Европейской равнины.
В ходе переселения родоплеменное устройство славян распадается заменяется территориально-этническими образованиями — союзами племен (поляне, словене, вятичи и др.), составившими самостоятельную ветвь славян — восточную. Жили восточные славяне соседскими, территориальными общинами.
Большое значение для зарождающейся государственности имел геополитический фактор — постоянный натиск кочевников на ландшафтно не защищенную равнину.
Источники фиксируют состояние восточнославянского общества на стадии «военной демократии», когда оно имело трехступенчатую структуру:
племя — союз племен — суперсоюз племен.
Племенная знать состояла из верхушки нескольких привилегированных родов, из среды которых общее собрание выбирало вождей и старейшин.
Их власть регулировалась традициями, обычаями.
Структура потестарной элиты - знати (горизонтальная):
волхвы (жрецы), концентрировавшие в своих руках религиозную, потустороннюю власть,
совет старейшин (старцы градские), определявшие внутриплеменную жизнь,
военный предводитель — вождь.
Союз племен.
Верховные органы племенного союза:
вече (собрание свободных общинников),
вожди (князья) с племенными дружинами,
старейшины (старцы градские).
В городе располагался сакральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско.
Внутриплеменные дела сохраняет в своих руках племенное вече.
В собственном племени князь и дружина оберегали соплеменников.
Дружина не была стабильным элементом зарождающейся политической структуры, так как общество еще не обладало необходимыми ресурсами для ее содержания.
Если первичные союзы объединяли родственные племена, то вторичные составляли уже суперсоюзы, т.е. объединяли несколько союзов племен.
Вызванные к жизни внешней угрозой суперсоюзы являлись многоплеменными с противоречивыми и менявшимися интересами,
сложно стратифицированными в ходе разложения родоплеменных отношений общества. Это создает предпосылки для возникновения публичной власти, зарождения государственности.