Сборник начинается с библейских сообщений о разделении мира между потомками Ноя, обрывается этот раздел (в связи с недостачей листов) на незаконченном рассказе о Гостомысле. ,посвящены гибели Иерусалима. помещены сообщения, главным образом связанные с завоеванием Руси Батыем. говорится о гибели Константинополя; о Албании; о взятии Константинополя турками; помещено «Сказание Ивана Пересветова о царе турском. . .»; Остальная часть сборника посвящена событиям, связанным с деятельностью князя Димитрия Донского и его жены Евдокии, а также Ивана Грозного: «Сказание о Задонском бою»; сообщение о смерти Мамая; о разорении Москвы Тохтамышем и др. Из материалов, касающихся Ивана Грозного, в сборнике находятся: «Послание турскаго царя Салтана к царю и великому князю Ивану Василевичю, всеа Руси самодержцу», «Восписание супротивно от русинского царя к турскому салтану» и в самом конце письмо Ивана Грозного «к ближнему своему и благоприятному приятелю и цысарю римскому королю Максимияну»
Название дано Б. А. Вахевичем по месту хранения рукописи (в Румянцевском музее).
Летопись была опубликована в 1902 г. Вахевичем. Сам издатель не видел’рукописи и пользовался копией, сделанной для профессора И. А. Линниченко. Палеографическое описание (очень краткое), помещенное в этом издании, было сделано В. С. Долговым 46.
Вахевич старался перрдать текст летописи так, как было в оригинале, но при этом раскрывал титла, вносил в строку выносные согласные, добавляя к ним недостающие гласные. Учитывая близость текста Румянцевской летописи с летописью Красинского, Вахевич в том месте, где в Румянцевской (после л. 96 об.) недостает одного листа, вставил соответствующее место из летописи Красинского. В данном томе печатается только то, что сохранилось в рукописи. При очень маленьком формате рукописи видны только небольшие детали филиграней, и по ним определить «возраст» бумаги невозможно. Вахевич считал, что рукопись создана в конце XVII в. Судя по наличию записей, сделанных почерком конца XVII в., это так и было. Позднее белоруссколитовские летописи будут в унисон говорить потомкам, что Великий Новгород и великий Псков в великом послушестве были господарю Витовту (Румянцевская летопись).переписаний в московській русі.з 14-16 ст.-одна мова.