Семнадцатый век как культурная эпоха в России начинается и заканчивается раньше календарного семнадцатого века: началом его считают смерть Ивана Грозного и воцарение его сына Федора (1584), а концом — восхождение на престол Петра Первого (1689).
Литература времен Смуты: Авраамий Палицин «Сказание, или История в память предыдущим родам» (1610-1612, 1620). «Сказание» охватывает события конца 16 — начала 17 вв., от убийства царевича Дмитрия (1591) до Деулинского перемирия (1618). Книга рассказывает об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря.
Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608). Первое стихотворное послание в русской литературе. Автор в прибауточном стиле описывает свое разорение от «тульских воров» (по-видимому, имеется в виду восстание Болотникова).
Один из ранних архитектурных памятников 17 в. — храм Покрова Богородицы в Рубцове (Москва, ныне ул. Бакунинская 83,б), построенный в память о спасении от войск гетмана Сагайдачного (1619-1626).
Полемические сочинения: Иван Шевелев-Наседка «Изложение на люторы» (1623), Иван Хворостинин «Изложение на еретики злохулники» (1623).
Принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649), использовавшийся вплоть до 1830-х гг.
Становление новой идеологии в «Повести о начале царствующего града Москвы» — вымышленная история об убийстве детьми боярина Кучки князя Даниила, считающегося родоначальником московских князей (ок. 1650).
Первый учебник Истории, Карта Сибири.
Строительство каменных стен и башен в монастырских комплексах: Иосифо-Волоколамском (вторая половина 17 в.), Кирилло-Белозерском (1653-1682), Саввино-Строжевском (середина 17 в.). Создание ансамбля Новоиерусалимского монастыря (вторая половина 17 в.).
Продолжение темы Курбского (русский из-за границы о России): Григорий Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича» (1665).
Юрий Крижанич — серб (или хорват), долгое время живший в России, первый сторонник идей панславизма, большое сочинение о России «Политика» (вторая половина 17 в.).
Последствием раскола стало появление «Пустозерской литературы» (1667-1682): протопоп Аввакум, поп Никифор, поп Лазарь, инок Епифаний, дьякон Федор, — трактаты, послания, жития.
Новые веяния в иконописи: Симон Ушаков (вторая половина 17 в.) объемное изображение, светотень.
Одна из тенденций культуры середины — второй половины 17 в. — известное «обмирщение» литературы и искусства: распространение бытовой беллетристики («Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.), иногда пародирующей язык официального делопроизводства («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.) и житийной литературы («Повесть о бражнике»). Увеличение числа миниатюр на бытовые сюжеты.
Барочные элементы в архитектуре конца 17 века «Нарышкинское барокко»: церковь Покрова в Филях (1690-1691 гг.) и др.