пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25 Основные теории происхождения государства: договорная, психологическая, формационная, антропологическая и др. (компаративный анализ).

Теологическая теория возникновения государства

     Теологическая  (религиозная)  теория  господ­ствовала в средние века.

     Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

   = вечны, незыблемы и святы;

   = их возникновение и упразднение не зависит от человека;

   = являются выразителями воли Бога на земле.

     Достоинства данной теории:

   - способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

     Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

     Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория возникновения государства

     Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель.

     Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

    Согласно пат­риархальной теории:

   - монарх является отцом всего народа;

   - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

   - король действует во благо подданных, охраняет и за­щищает их (как отец членов семьи);

   - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

   - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

     К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

   * способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;

   * культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

     Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

   = в семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;

   = монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще­ го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородст­венной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкре­плена законами, хартиями, опирается на аппарат прину­ждения);

   = вряд ли можно считать государство прямым продолже­нием семьи еще и потому, что оба эти института зарож­дались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобыт­нообщинного строя.

Договорная теория возникновения государства

       Гуго Гроций , Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс , Шарль-Луи Монтескье , А. Н. Радищев.

     Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор",который состоит в следующем:

   - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

   - каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

   - чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

   - в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

     Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивноезначение:

   = были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

   = сделан шаг к созданию гражданского общества;

   = фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

   = государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

   = теория,  демократичная  по  своей  сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

   = согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

   = в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

     Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность:

   - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

   - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

   - сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

   - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Органическая теория возникновения государства

    Герберт Спенсер (1820 - 1903), Вормс и Прейс, Блюнчли.

     Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

   - люди образуют государство, как клетки - живой организм;

   - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

   - между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

     Достоинствами органической теории является сле­дующее:

   • восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;

   • признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;

   • оригинальность теории.

     Недостатками органической теории является сле­дующее:

   • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

   • сильное влияние дарвинизма;

   • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория

     Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

     Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

     Под этими свойствами подразумеваются:

   • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

   • желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

   • способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле;

   желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

     Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

     Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

     Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, по­литические и др.

Теория насилия

     Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

     Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

     Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

     При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

     Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

   ≈ сбор дани дружинниками;

   ≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

   ≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

   ≈ иные формы насилия.

     Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

     Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

     В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

     Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

     Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Экономическая теория возникновения государства

     Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

     Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

   ≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

   ≈ возник прибавочный продукт;

   ≈ в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

   ≈ появились частная собственность и публичная власть.

   ≈ для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

     Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

     Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Расовая теория

     Согласно этой теории, в мире су­ществуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "выс­ших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не­обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

     Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви­тия и даже практического применения она достигла в средние века - в пе­риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появле­ния в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за­хвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Гер­мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расо­вой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

     Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в по­слевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.

     Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди­тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в на­стоящее время.

 


17.01.2014; 00:02
хиты: 131
рейтинг:0
Общественные науки
политология
государственное управление
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь