пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2. Экономические учение античности

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами. Ксенофонт дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Так же написал «Домострой». Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства. В нем в форме диалога формулировались принципы:    1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина.                         2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.                         3. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.                                    4. Деньги - это сокровище, которое всегда можно пустить в ход. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта. Платон был идеологом крупных рабовладельцев и ярым противником афинской демократии. Свое сочинение «Политика или Государство»  Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда. Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, он считал, что люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство -- это сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия. Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество трех сословий: философов, воинов и низшего сословия - земледельцев и ремесленников. Рабы, игравшие главную роль в производстве, сословия не составляют, так как Платон не считал их гражданами, а рассматривал как орудие производства. Во главе этого государства должны стоять философы -они управляют государством. Воины охраняют государство. Низшее сословие - земледельцы и ремесленники вместе с рабами должны заниматься физическим трудом и результатами своего труда содержать высшие сословия. Платон оправдывал рабство и весь рабовладельческий строй в целом. Платон в идеальном государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Торговлю он выводил из неправильно понятого им разделения труда. В его представлении она являлась средством, служащим удовлетворению потребностей людей. Но вместе с тем Платон отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов. Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. Экономика, по Аристотелю, - это наука о правилах рациональной организации труда рабов. Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», то есть искусство делать деньги. Именно в рамках хрематистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги. Политические и экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы.  Торговлю Аристотель рассматривал в историческом развитии. Он считал, что исходной формой торговли была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары непосредственно, без денег. С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег. По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. Он говорит, что тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно - не для тех целей, для которых они созданы.

 


22.05.2014; 19:21
хиты: 1372
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь