пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Индуизм.Общая характеристика.Особенности возникновния и развития


Индуизм - религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает "вечная религия", "вечный путь" или "вечный закон".

Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. Примерный возраст индуизма составляет около 5000 лет. Верования индуизма не имеют какого-то конкретного основателя, а базируются на авторитете Вед - древнейшем священном писании, принесённом в Индию, по-видимому, ариями. С течением времени Веды стали трактоваться по-разному, так появилось много различных ветвей и школ. На сегодняшний день индуизм представляет собой целое семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, зачастую значительно отличающихся друг от друга.

Неизменными в индуизме остаются Веды - по приданию данные людям Богами около 5 тыс. лет назад. В Ведах заключена вся суть ведической религии, и дана информация по всем основным областям знания. Говорится, что человек изучивший Веды, становится совершенно мудрым, ибо обладает всеми необходимыми знаниями о мире и жизни в нём. Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в "Бхагавад-гите", философской беседе между Кришной и Арджуной.

Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Этимология

Термин "индуизм" возник на основе слова "хинду" - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин "аль-хинд" до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли "индусами" жителей северо-западной Индии. Позже слово "индус" стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин "индуизм" появился около 1830 года в результате добавления к слову "Hindu" суффикса "изм" с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.
 

Направления

В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех индуистских традиций, а многие индуисты вообще не считают, что принадлежат к какой-либо определённой традиции. Учёные, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных направления:

Вайшнавизм

Шиваизм

Шактизм

Смартизм

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его ипостасях. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты поклоняются Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, "Арья-самадж" Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведические огненные жертвоприношения. 
 

Понятие Бога

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах - в форме Кришны как прекрасного юноши или всемогущего правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.

Хотя индуизм часто характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём действительно являются разные божества, многие индуисты считают их лишь различными ипостасями или проявлениями единой духовной сущности. Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивидуума. Согласно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как "Единый и неделимый" и поэтому эти школы называют "монистическими". Согласно школе адвайта-веданты, целью жизни человека является осознание себя как атмана и своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения).
 

Карма и сансара

Карма буквально переводится как "действие", "деятельность" или "работа" и может быть описана как "закон причинно следственной связи". Согласно Упанишадам, сознание человека, читта или четана, представляет собой тонко-материальный орган, который с помощью праны отражает сознание души (дживы или атмана). Читта - это совокупность манаса (подсознательного ума), аханкары (эго, системы представлений о себе) и буддхи (сознательного ума, воспринимающей способности). Прана - это посредник между дживой и читтой, которая является первым и самым тонким материальным элементом. Описывается, что джива, насыщающая прану сознанием, находится в районе физического сердца человека. Читта - это хранилище материального опыта индивидуума с огромным количеством самскар (впечатлений, отпечатков) от любых действий, которые он совершает, как на физическом, так и на умственном уровне. Накопленная в нём информация выступает как призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Всё, что он видит, он сравнивает со своим прошлым опытом, таким образом воспринимая реальность в искажённом виде. Самскары сохраняются и переносятся из жизни в жизнь в сознании индивидуума. В каждой жизни, самскары формируют единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму. Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы. Круговорот "деятельности, последствий деятельности, рождения, смерти, и рождения заново" называется самсарой. Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В "Бхагавад-гите" утверждается:

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Мир самсары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения бренного материального тела. Освобождение из мира самсары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение.
 

Понятия рая и ада

Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Душа, попавшая в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволена оттуда посредством жертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться её детьми и внуками в последнем её воплощении. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самосознания.
 

Цели человека.

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи:

1. Артха - материальное благосостояние и успех
2. Кама - чувственные наслаждения
3. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний
4. Мокша - освобождение из самсары
Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме - правильному поведению; и мокше - освобождению от цикла нескончаемых перерождений. 

Дхарма (путь). Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее - как одушевленная природа, так и неодушевленная - с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота - это желтый цвет и блеск, дхарма тигра - его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов - разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты). 

По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг [дхарму], пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять чужой долг". 

Мокша (освобождение). Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей "философского индуизма" рассматривает будущее в контексте мокши - полного освобождения души от череды перевоплощений. 

Понятие Мокши различными направлениями индуизма понимается по разному:

Осознание своего единства с Богом

Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель

Достижения чистой любви к Богу

Осознание единства всего бытия

Осознание своего истинного "Я"

Достижение совершенного умиротворения

Полная свобода от материальных желаний

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из самсары, таким образом прекращая цикл перевоплощений. Адвайта-веданта утверждает, что после достижения освобождения (мокши), атман прекращает своё существование как индивидуальность и сливается с безличным Брахманом преобретая тем самым качества личности.

В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них. 

Путь деяний (карма-марга) есть самый простой, он ближе всего к доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного "Я" и к единению с Брахманом. 

Путь любви (бхакти-марга) приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Брахма. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане. 

Путь знания (джняна-марга) - самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной - единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений. 

Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на освобождении (мокше). Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.
 

Священные писания

Как уже говорилось Санатана Дхарма или по современному Индуизм основана на авторитете священных писаний носящих название Веды. Эти древние тексты датируются примерно 3-им тысячелетием до н.э. и признаются древнейшими среди всех известных писаний. Считается, что Веды были подарены Богами святым мудрецам (риши) в виде мыслеформы. Мудрецы были настолько развитыми, что запоминали тексты на всю жизнь лишь единажды услышав их. Поэтому на протяжении многих веков Веды не записывались а передавались из уст в уста в стихотворной форме. Лишь с наступлением Тёмной эпохи (Кали Юги) - века нравственного и умственного падения человечества, Веды стали записывать на жреческом языке санскрите.

Считается, что в Ведической литературе содержатся знания буквально по всем областям знания. В самих Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним - простая пригоршня грязи. И действительно здесь можно найти информацию о медицине, музыке, архитектуре, искусстве, различных ремёслах, политике, социологии, психологии, истории, астрономии, астрологии, о смысле жизни, о Богах и обращениях к Ним.

По своему содержанию все тексты можно разделить на семь групп.

Первая группа - Веды ("Знание") Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.

Вторая группа священных книг - Брахманы ("отражение воли Брахмы"). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки ("Лесные книги"). Несколько десятков книг-томов, содержащие правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады ("Тайное учение"). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: "рядом"(упа) и "внизу"(ни) "сидящим" (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.

Пятая группа - Пураны ("Древние предания"). Это несколько десятков книг. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме. По содержанию это рассказы о богах, космосе и вселенной.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием "Махабхарата"("Великие бхараты"; бхараты - это название народа в Индии). Книга повествует о Великой битве бхаратов - двух кланов могущественных воинов. В поэме около 100 тысяч двустиший. "Махабхарата" делится на 18 частей, которые тоже называют "книгами". Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х. 

Седьмая группа - это также одна книга- поэма но уже в семи частях. Её называют"Рамаяна" ("Сказание о Раме"). "Рамаяна" состоит из 24-х тысяч двустиший, повествующих о сражение Рамы - воплощения Бога Вишну с предводителем демонов Раваной.

Все тексты традиционно делятся на несколько групп по типу и назначению.
Познакомиться с классификацией и самими текстами можно в разделе Веды.
 

Йога

Слово "йога" происходит от санскритского корня "юдж" и обозначает: "связывать", "соединять", "направлять", "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять". Основная цель йоги - соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским Духом (Параматмой). 

По легенде Йога была дана миру Богом Шивой. Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности. Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха йоги. 

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги. По легенде Шива медитировал на горе Кайлаш и был полностью отрешен от внешнего мира. Парвати - дочь гор - влюбилась в прекрасного аскета. Пытаясь обратить на себя его внимание, она одевалась в красивые одежды, украшала себя драгоценностями и цветами, использовала возбуждающие ароматы, но Шива был сосредоточен на своей практике. Тогда она сняла изысканные наряды, облачилась в скромное сари и начала медитировать на него. Только после этого Шива почувствовал ее присутствие, ответил взаимностью на ее чувства, стал мужем и Учителем. Их беседы описаны в древних индийских текстах - Агамах и Нигамах. 

Йога была систематизирована древним мудрецом Патанджали. Считается, что он жил в 1-ом тысячелетии до нашей эры и написал фундаментальные труды по грамматике санскрита, аюрведе и йоге. Патанджали в форме сутр - кратких изречений - записал основные положения йоги, которые в свою очередь до этого передавались от поколения к поколению в устной форме. Его труд носит название "Йога Сутры". 

Система йоги, изложенная Патанджали носит название Аштанга Йоги (ашта - восемь, анга - часть) и состоит из 8 последовательных частей: 

1. Яма - общие нравственные требования необходимые практекующему йогу. 
2. Нияма - кодекс личного поведения на основе самодисциплины.
3. Асана - практика пребывания в позах для достижения физического совершенства.
4. Пранаяма - искусство управления жизненной энергией (праной), как частность - контроль дыхания. 
5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов. 
6. Дхарана -концентрация внимания. 
7. Дхьяна - искусство сосредоточенного размышления (медитация). 
8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда практикующий (садхака) сливается с объектом медитации Параматмой или Вселенским Духом. 

Подробно о ступенях и традиции можно узнать в разделе Йога
 

Философские школы индуизма.

Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы - локаята и адживика. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли одна другую. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста - сутры.

Санкхья ("число, исчисление, размышление") была весьма популярна в древности, к XV веку ее традиция практически прекратилась. Школа разрабатывала систему онтологического дуализма и выделяла два вечных начала: единую и изменчивую природу-пракрити - основу мира и вечные неизменные духовные сущности- пуруши, которые воплощаются в живых существах. При нарушении равновесия трех сил-гун, пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего-таттв. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения и способы правильного познания. Санкхья была теоретическим фундаментом йоги - другой ортодоксальной даршаны, которая разработала восемь стадий пути, ведущих к духовному освобождению. Особенно большой глубины она достигла в трактовке психологических категорий.

Ньяя ("способ, метод, рассуждение") занималась в основном методологией мышления, которое позже развилось в логику. В системе традиционного индуистского образования ньяя считается одним из важнейших предметов, наряду с грамматикой. Главным предметом рассмотрения школы вайшешика (от вишеша "особенное") была реалистическая онтология, то есть учение о бытии. В нем выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. Детально разработана также атомистическая теория материи. Общий теоретически фундамент и сходство в теории познания привели к слиянию этих двух школ (синкретическая ньяя-вайшешика).

Миманса ("исследование") сложилась на гребне брахманизма и явилась его философским осмыслением. Эта школа сыграла особую роль в истории индуизма, так как она смогла предложить целостную трактовку всего колоссального объема ведийских ритуалов, уделяя главное внимание при этом вопросам философии языка. 

Веданта ("завершение вед")- одна из самых популярных даршан возводила свое учение непосредственно к упанишадам. Она представлена несколькими направлениями: адвайта (недвойственная) веданта, вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и др. Ее главные темы - соотношение абсолюта и мира, абсолюта и человека и пути достижения мокши - освобождения от тягот бытия. 
 

Вселенная и наивысшая реальность.

Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля - седьмая сверху. 

Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. 

Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей - 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра - кали юга - началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. 

Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу - один день в жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрождается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет. 

В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют - неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество. 
 

Индуистское общество

Ашрамы
Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).

Брахмачарья - первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.

Грихастха - семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг семьянина-индуиста заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.

Ванапрастха - уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.

Санньяса - последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.


Монашество
Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни "санньясу" с целью сосредоточиться на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи посвящают себя аскетичной жизни, дают обет безбрачия и прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога. Монахов в индуизме обычно называют санньяси (санньясинами), садху или свами. Женщин-монахинь называют санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается не только знаком хорошего тона но и удачей. Такой поступок вызывает благоприятную карму, которой человек может воспользоваться в следующем воплощении будучи монахом. В ходе своего обучения садху стремятся относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным. Отличительной чертой садху также является относительная свобода от двойственности материального мира: они как правило безразличны к похвалам и критике, наслаждению и страданию.


Варны и кастовая система
В индуизме, общество традиционно делится на четыре сословия, называемые варны, что в переводе с санскрита означает "цвет, форма, внешность".

1. Шудры - слуги и рабочие
2. Вайшьи - земледельцы, торговцы и предприниматели
3. Кшатрии - воины, правители, дворяне
4. Брахманы - учителя и священнослужители

Кастовая система является неотъемлемой частью индуизма, основанной на священных писаниях. Веды, древнейшие из писаний, обстоятельно описывают деление общества на четыре сословия и указывают на то, что каждый человек должен реализовать себя в жизни согласно своему характеру и наклонностям (отражённым, в частности, в ведическом гороскопе), и выполнять свои предписанные обязанности как для своего собственного блага, так и для блага всего общества. Принадлежность к одной из варн зависела от качеств души человека, выраженных в наклонностях и интересах человека.

Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жёсткую кастовую систему, в которой принадлежность к одной из варн стала передаваться исключительно по наследству и представители высших каст не давали возможности "подняться" тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация изначальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на принадлежности по рождению к той или иной варне. Категоризация каст также даётся в "Ману-смрити". Согласно "Бхагавад-гите", принадлежность к той или иной варне определяется в зависимости от качеств человека и деятельности, которой он занимается. В "Бхагавад-гите" Кришна утверждает, что система деления общества на четыре варны было создано лично им, Богом, и ничего не говорит о кастовом делении общества по рождению.

Это также поддерживается различными историями ведических мудрецов (риши), которые не были рождены в брахманических семьях, но стали брахманами позднее. Например, риши Вишвамитра родился в семье кшатриев, и только позднее прославился как великий брахмана-мудрец, что явно указывает на то, что каста не определялась рождением. Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и находился на уровне ниже шудры, но позднее "превратился" в святого мудреца, и написал "Рамаяну". А составитель всей ведической литературы риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака. Также, в ведические времена, для шудр не существовало запрета на изучение Вед и на участие в религиозных ритуалах. Такой запрет появился гораздо позднее.

На протяжении истории, многие общественные деятели и социальные реформаторы, такие как Махатма Ганди, подвергали критике наследственную кастовую дискриминацию приведшую к столь печальному положению индийского общества, когда способные и талантливые люди стали вынуждены заниматься ручным трудом, а шудры и вайшьи были допущены к управлению государством.


Ахимса и вегетарианство
Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех её проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками или искрами Бога, который в одной из Своих ипостасей как Параматма (Сверхдуша) постоянно присутствует во всех живых существах - животных, растениях, рыбах, насекомых и даже микроорганизмах. Термин "ахимса" упоминается в Упанишадах, в эпосе "Махабхарата", ахимса - это также первая из ям (обетов самоограничения) в "Йога-сутрах" Патанджали.

Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма - оно рассматривается как одно из средств достижения саттвического (чистого, благостного) образа жизни. Общее количество лакто-вегетарианцев в Индии по разным подсчётам составляет от 20 % до 42 % от числа всех жителей. Результаты исследований также показывают, что большинство тех индийцев, которые не являются вегетарианцами, употребляют невегетарианскую пищу крайне редко. Следование вегетарианству также сильно зависит от социального положения и от регионов проживания. Например, среди индийцев проживающих на морском побережье, процент вегетарианцев гораздо меньше по причине большой зависимости от морских продуктов. Наиболее ортодоксальные индуисты также не употребляют в пищу лук и чеснок, которые рассматриваются как продукты, относящиеся к низшим качествам или гунам материальной природы - раджасу и тамасу.

Абсолютное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Население Индии во времена ведической цивилизации и в последующие поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник белка в форме молока и молочных продуктов, а также как поставщика удобрений и топлива в форме коровьего навоза. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе фигуру матери. Индуисты почитают корову как олицетворение бескорыстного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом во всех штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.
 

Праздничные ритуалы в индуизме

Праздники вобрали в себя все виды религиозных действий, начиная от жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого индуиста. Они проводятся в честь бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества других богов. Целый ряд праздников посвящен событиям религиозной истории, ремеслам, упрочению родственных уз, ритуалам жизненного цикла, сельскохозяйственным работам, астрономическим событиям и т.п. Ежегодно в Индии отмечаются сотни религиозных праздников. Самые значительные из них - холи, дивали, дасера, нагапанчами и др.

ХОЛИ - новогодний, самый красочный праздник, отмечаемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль -март). Центральным моментом праздника является сожжение огромного чучела или украшенного дерева. Иногда качают на качелях статуи богов, прыгают через огонь, ходят по углям, устраивают игровые битвы. И молодые и старые посыпают друг друга цветным порошком и поливают краской из ведер, бутылок и даже велосипедных насосов. В эти дни особо почитается бог любви Кама, а также Кришна, любивший играть с пастушками-гопи. Но чаще праздник связывается с мифом и именем демоницы Холики, противницы солнечного бога; ее чучело и сжигается во время праздника. 


ДИВАЛИ (от дипавали - ряд светильников) - праздник, связанный с осенним равноденствием и сбором урожая, а также с окончанием сезона дождей. Его отмечают в новолуние месяца карттика (окт.-ноябрь). Главное отличие праздника, давшее ему название - использование огней, плошек с фитилями, фонариков, гирлянд, лампочек и т.п. светильников. Каждый дом, каждая улица и город озаряются огнями. Считается, что в эти дни духи предков посещают свои дома.


ДАСЕРА - праздник примерно соответствующий осеннему равноденствию. Его празднуют в первые 10 дней светлой половины месяца ашвина( начало окт.) Особенно священной считается 10-я ночь, давшая название празднику. Дасера примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда, по поверьям, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия и оружие. В большинстве областей дасера посвящена богине Дурге: в честь нее совершаются кровавые жертвоприношения животных. В некоторых областях северной Индии почитают и Раму, одно из воплощений бога Вишну: он воспринимается как идеальный правитель, а время его правления - как "золотой век". В честь него устраивают драматические представления на темы "Рамаяны", называемые рамлила. Они завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны и его братьев. В восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению Ганги на землю.

 

Религиозная жизнь и обряды

Хотя индуисты собираются на храмовые моления, индуизм не является общинной религией. Религиозные обряды выполняются дома, либо в одиночестве, либо при участии немногочисленных друзей или родых. 

Наиболее распространенный тип религиозного обряда - пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. В бедных жилищах пуджа проходит скромно. На рассвете читают молитвы и звонят в колокольчик перед изображениями богов, развешанными в угле комнаты. В домах богатых людей пуджа совершается с приношениями изысканных блюд и цветов, возжиганием курительных палочек в особой комнате, которая служит фамильным храмом, где никогда не гаснет священный огонь. В таких домах по особым случаям на пуджу приглашают семейного жреца, пурохиту. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти. Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы - белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой. 

Многие семейные обряды связаны с основными событиями в жизни семьи. Обряд совершает семейный жрец, в семьях высоких каст это, как правило, брахман, который нараспев читает священные тексты и возлагает приношения перед статуями богов. Обряд в честь рождения ребенка совершается до обрезания пуповины, примерно через десять дней за ним следует обряд наделения новорожденного именем. В высших кастах по достижении мальчиком половой зрелости совершается важный обряд упанаяна - на мальчика надевают священный шнур, который он будет носить всю жизнь. Во время продолжительного и сложного обряда бракосочетания новобрачные, связав края своих одежд, должны обойти вокруг священного огня. Молодожены дают обет вечного единения. Как правило, индуистская вдова не имеет права на вторичное замужество, а в былые времени вдова из высокой касты нередко восходила на погребальный костер мужа. Трупы индуисты кремируют сразу после кончины, а пепел бросают в Ганг или другую священную реку. В течение 12 дней после этого семья усопшего совершает ежедневные приношения в виде шариков сваренного риса и молока. Ортодоксальные индуисты из высоких каст из поколения в поколение периодически повторяют обряд шраддха в память о предках. 

Домашняя религиозная практика, особенно в сельской местности, включает совершение обрядов в священных местах (у некоторых деревьев, рек или камней). Повсеместно считаются священными два дерева, баньян и пипал, разновидность фигового дерева. Индуисты почитают и ряд животных, например обезьян, которые ассоциируются с культом Рамы, и змей, в первую очередь кобр, связанных с культом Шивы. Однако с наивысшим почтением относятся индуисты к быкам, тоже связанным с культом Шивы, и коровам, символизирующим землю. Крупный рогатый скот не забивают, ведь убийство матери считается большим грехом. В деревнях коровий навоз широко используется в обрядах очищения, а также для изготовления священных образов. В особых случаях коров и быков украшают яркими лентами и вешают им на шею бубенчики. 

Общинные и храмовые церемонии носят более торжественный характер, чем домашнее богопочитание. Верующие собираются для совместного пения гимнов, для чтения вместе с жрецами отрывков из Рамаяны и другой традиционной литературы. На храмовые праздники стекаются паломники, часто из отдаленных мест. В храме устраиваются шествия, иногда служители с флейтами, барабанами и факелами торжественно сопровождают бога в святилище богини, где они вместе проводят ночь. Храмовые праздники обыкновенно включают в себя пение, танцы и театрализованные эпизоды из эпосов. Важнейшие храмовые праздники, например праздник Джаганнатха в Пури (Орисса), привлекают паломников со всей Индии. Огромную статую Джаганнатха помещают на деревянную колесницу и возят по городским улицам. Паломничество составляет важную часть религиозной жизни индуиста. В Индии существуют сотни священных мест, к которым стекаются паломники, чтобы принять участие в храмовом празднике и массовом религиозном действии, а также совершить омовение в священной реке Ганг. 


18.06.2014; 19:46
хиты: 160
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь