Понятие и оcновные политические системы (модели) мира.
Мировая политическая система – это совокупность всех государств мира, международных политических организаций, связей и отношений между ними.
Понятие "политическая система" - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.
к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей
Политическая система - взаимодействующие политические субъекты, состоящие из политических действий и отношений. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
Основные системы мира:
Венская система МО (1615г.)
Версальско - Вашингтонская система МО(1919г.)
Ялтинско-Помсдамская система МО(1945г.)
Современная политическая система мира – Вестфальская
Краткий очерк предыстории.
Современная политическая система мира, получившая название Вестфальской или
государственноцентристской, начала складываться в Европе более 350 лет в результате
окончания Тридцатилетней войны, в которой участвовала по разным причинам, в том
числе религиозным, династическим, территориальным и др., значительная часть
европейских государств. Подписание Вестфальского мира в 1648 г. стало важнейшей в
историческом развитии вехой, которая ознаменовала собой формирование политической
системы, которая в дальнейшем распространилась по всему миру. В ее основу была
положена идея национального государства, обладающего суверенитетом. Это была
величайшая социальная инновация, позволившая преодолеть многочисленные
конфессиональные, территориальные, этнические и другие противоречия, раздиравшие
Европу середины 17 в.
Заключение Вестфальского мира и формирование государственно-центристской политической системы мира.
Создатели Вестфальского мира, как отмечает· один из современных французских исследователей Жан-Мари Гуэнно (J.-M. Gиehenno), хорошо понимали, что формируемый ими мира порядок не может строиться на ценностных ориентирах, в частности на религии. Ценности не подлежат обсуждению, и по ним не делают уступок. Именно поэтому, и это было действительно прогрессивным решением, основой государственно-центристской модепи мира стали национальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Суверенные национальные государства взаимодействовали между собой, образуя систему международных отношений (взаимодействия и взаимоотношений между государствами-участниками международного общения, охватывающих различные сферы - политическую, экономическую, правовую, социальную,
культурную и т. п.).
Впоследствии стала выстраиваться система внутри- и межгосударственных отношений с присушими ей механизмами и аппаратом управления, политическими и правовыми нормами, а национальное государство
превратилось в единиuу построения политической системы мира, с четким делением навнутреннюю и внешнюю политику: Такое разделение политической практики на относящееся к самому государству и к внешней среде характерно не только для Вестфальской системы мира.
Так, Дж. Б. Эльстайн видит корни разделения на внешний и внутренний мир в Древней Греции, где четко проходила граница между полисом и
"миром-вне-полиса". В результате между внутренним и внешним миром сушествовал резкий разрыв. Справедливость была определяющим моментом взаимоотношений между гражданами внутри полиса. Когда же речь шла о взаимоотношениях между афинянами и "другими", в игру вступала сила>>.
Соответственно, стали складываться и социальные науки. Политология, социология, уголовное право, административное право занимались анализом функционирования государства, в то время как международные
отношения, международное право;--международные экономические отношения занимались изучением взаимодействия государств на мировой арене.
Внешняя политика, которая представляет собой действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов, на начальных стадиях развития государственно-центристской модели мира отличалась от того, что мы наблюдаем сегодня. Ее формированием и реализацией занималась лишь аристократия, нередко имевшая между собой родственные связи. Тем не менее, как и в наши дни, внешняя политика была направлена на регулирование
межгосударственных отношений.
Таким образом, созданная в XVII в. государственно-центристская политическая система мира, благодаря монополии на право применять силу на своей территории, положила конец междоусобице внутри государства, но в то же время привела к множеству межгосударственных конфликтов в последующие периоды, в том числе к мировым войнам ХХ столетия.