пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая характеристика психотерапевтической концепции Дж. Морено

Основные элементы психодрамы.

     Дж.Л. Морено выделял пять основных элементов  психодрамы. К ним относятся  протагонист, директор, вспомогательные (дополнительные) Я,  зрители и сцена.

Протагонист - тот член группы, который на данной сессии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая, по словам Дж.Л.Морено, как драматург, режиссер и актер в одном лице. На протяжении сессии он исследует собственную личность и взаимоотношения. С помощью директора (ведущего) и других членов группы  он на основе особых техник (см. ниже) осуществляет импровизационную постановку сцен собственного опыта, разнообразно проживая “здесь и сейчас” сцены своей социальной и внутренней жизни, реальные или воображаемые, относящиеся к прошлому, настоящему  или будущему; он получает возможность изменить свое понимание и отношение к себе,  событиям и людям. Протагонист выступает в качестве клиента;  терапевтом выступает директор. В психодраме, где одной из основных ценностей выступает спонтанность и творчество, протагонист  обладает большой свободой: он вправе избирать тот психодраматический путь, который сочтет нужным, отказываться от предложений директора, назначать исполнителей на любые роли и менять назначаемых на роли членов группы. Его свобода ограничивается лишь некоторыми очевидными требованиями - например, при физическом взаимодействии с партнерами не причинять им боли  (такая опасность может возникнуть в силу особого характера психодраматических переживаний).

Руководитель психодраматической группы -  директор (режиссер, ведущий). Он организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы и   помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Дж.Л.Морено выделял три основные его функции – постановщика, главного терапевта и социального аналитика  Выделены  три основные позиции: позиция интервью, позиция наблюдателя, позиция зрителя. В отношении  взаимодействия директора с протагонистом, вспомогательными Я и аудиторией Дж.Л.Морено в харакерном для него противоречии указывает, с одной стороны, на эмоциональную эмпатическую сопричастность директора, с другой – на то, что он должен работать с минимальной степенью эмоциональной вовлеченности. Представляется, что в противоречащих утверждениях  речь идет о разных вещах; в частности, утверждая необходимость минимального эмоционального вовлечения  директора, Дж.Л.Морено в первую очередь ориентирован на то, чтобы ведущая роль в построении действия принадлежала протагонисту. К личности директора предъявляется ряд требований. Сам Дж.Л. Морено говорил о методической компетентности, искренности, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями,  о творческой фантазии и гибкости. По его словам, директор должен быть самым спонтанным человеком в группе. П.Холмс и М.Карп, обсуждая спонтанность директора и его задачу воодушевлять других, указывают на то,  что директор должен:

    “ 1) иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы:

     2) быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;

     3) творить моменты, когда все становится возможным: директор должен быть в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;

     4) создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло...;

     5) обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;

     6) знать изначальные идеи, мечты и фантазии Дж.Л. Морено и быть способным воплотить их в действиии;

     7) иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;

     8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” 

Вспомогательное Я  (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может,  роли самого протагониста) в его драме.   Дж.Л.Морено указывает на три взаимосвязанные основные функции вспомгательного Я: функцию актера, функцию терапевтического агента и функцию социального исследователя. В последнем случае он оказывается включенным наблюдателем,а также соучаствующим актером, осущесвляя это на основе эмпатии и действия.  З.Морено  говорит о пяти основных функциях вспомогательных Я:

     “1. Войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование  частей личности протагониста.

      2. Следовать восприятию протагониста, по крайней мере, вначале.

      3. Понимать природу взаимодействия  между протагонистом и своей ролью.

      4. Понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену.

      5. Вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям.” С точки зрения Г.Лейтц, вспомогательные Я  выполняют троякую задачу.  Во-первых, они изображают реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций ( а играя самого протагониста, они становятся представителями его Я); во-вторых, они являются посредниками между директором и протагонистом, оказывая помощь тому и другому и выступая в известном смысле как ко-терапевты (в некоторых случаях возможно задействование специально подготовленных ассистентов, выступающих в роли вспомогательных Я). В-третьих, они выполняют социотерапевтическую функцию.

     Вспомогательные Я  в своих действиях спонтанны, однако, как уже указывалось, первоначально следуют тому, чем наделил их протагонист; в дальнейшем же их спонтанность может либо поощряться протагонистом и директором, либо ограничиваться  тем либо другим - первым, если это противоречит его видению ситуации и он не готов к ее включению в свою драму,  вторым -  если он усматривает в  ее проявлениях в конкретном случае опасность  для терапевтического процесса; драма всегда строится в интересах протагониста.

     Желательно, чтобы каждое вспомогательное Я  играло в драме только одну роль; на практике, однако, возможно исполнение и нескольких ролей - новая роль может возникнуть при переходе к новой сцене или просто в связи с недостаточностью количества  исполнителей

Зрители -  те члены группы, которые на данном сеансе не принимают непосредственного участия в драме в качестве исполнителей ролей.  Они находятся за пределами пространства сценического действия и выступают в качестве аудитории, реагируя на происходящее на сцене, однако иногда, с разрешения или по инициативе директора, могут  участвовать в дублировании (см. ниже о техниках психодрамы). Дж.Л.Морено выделял две основные функции аудитории: функцию выражения отношения к субъекту и происходящему на сцене и функцию выражения отношения к себе самой. Наличие аудитории, репрезентирующей мир, расширяет, по Дж.Л.Морено, спектр поведенческих проявлений протагониста; специально он подчеркивает значение аудитории для людей, переживающих в жизни эмоциональную или социальную изоляцию. Вместе с тем аудитория может рассматриваться и как своего рода пациент или ученик, и ихменения ее в этом отношении порождает в длительных группах особую структуру

     Сцена - пространство, на котором разворачивается сценическое действие. Первоначально психодраматическая сцена предполагала специальное устройство помещения с использованием следующих приниципов: терапевтический принцип круга, вертикальную размерность сцены, наличие четырехуровневой сцены, включая балкон в качестве четвертого уровня. Описано несколько основных вариантов такой сцены терапевтического театра -  в Вене (1924 г.), Биконе (1936 г.), в госпитале Св.Елизаветы (1940 г.), вНью-Йорке (1942 г.). В дальнейшем, однако, непременное требование специально сконструированной сцены отпало, и в простых вариантах сцена обозначается внутри круга  (этот вариант используется нечасто, т.к. возникает смешение группового и сценического пространств) или  образуется размыканием первоначального группового круга в полукруг, благодаря чему очерчивается условная граница развертывания психодраматического действия. (Конкретное расположение этого пространства определяется, как правило, по желанию протагониста). Возможны, впрочем, и иные варианты - например, использование реальной сцены, если группа работает в залах наподобие театральных или в специально подготовленных для этого помещениях,  как это было у самого Дж.Л. Морено в терапевтическом театре в Биконе, где сцена не просто наличествовала, а была организована в трехъярусную конструкцию (каждый ярус имел округлую форму)  с полукруглым балконом над ней; различные этапы  работы директора с протагонистом происходили на различных ярусах (на первом ярусе происходило вхождение в само пространство психодрамы, на втором - разогревающая беседа, на третьем же, имевшем диаметр 4 м., происходило само психодраматическое действие).  В целом  речь идет о некоем пространстве, достаточно просторном для осуществления перемещений и взаимодействий, и свободном от предметов, которые могут им помешать. Предметы могут вводиться на сцену по ходу действия по инициативе  протагониста или по предложению директора, выступая как в своем непосредственном качестве, так и символически.  В качестве  простейшего реквизита  используются стулья, верхняя  одежда участников, любой доступный материал; помимо этого, психодраматист может использовать специально подготовленные полосы разноцветной материи, грим, краски, пластилин, бумагу - вообще все, что сочтет возможным и целесообразным на той или иной фазе психодраматического процесса.

 Основные  виды психодрамы.

     Различают  психодраму, центрированную на  протагонисте, и психодраму, центрированную на группе.

      Психодрама,  центрированная на  протагонисте, предполагает, что групповая работа ориентирована на его проблемы; с помощью директора и партнеров он, выступая как главное действующее лицо,   исследует  свой внутренний мир или  отношения за пределами группы. Этот вид психодрамы в целом наиболее типичен, и дальнейшее описание будет строиться преимущественно относительно него. Психодрама, центрированная на протагонисте, может быть интрапсихической (ориентированной на его внутренние конфликты  и предполагающей работу с чувствами, субличностями, идеями и пр.) либо интерпсихической (ориентированной на проработку межличностных отношений за пределами группы).

     Психодрама, центрированная на группе,  ориентирована на проработку межличностных отношений в группе, т.е. на работу с групповой динамикой. Базой для такой работы является социометрия. Психодрама такого рода может определяться актуальным состоянием группы “здесь и сейчас”, т.е. спонтанными конфликтными проявлениями или запросами на прояснение внутригрупповых отношений   на первой стадии психодраматического  процесса - при разогреве (см. ниже), либо планироваться директором, считающим важной  проработку  групповых проблем на данной стадии развития группы и в этом случае организующим соответствующий разогрев - например, в форме социометрического тестирования.

     Кроме того, говорят о  психодраме, центрированной на теме,  предполагающей, что в отсутствие  актуального внутригруппового конфликта или  протагониста возможна работа по поводу общей для всех членов группы темы. В этом случае участники  в предложенной директором форме (например, в форме виньеток,  т.е. постановки небольших сценических эпизодов) поочередно работают с данной темой, привлекая других.    

Сферы применения психодрамы.

                Как подчеркивал сам  Дж.Л.Морено, психодрама  практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В этом плане она применялась и применяется для работы с психотическими и невротическими нарушениями различного типа, в работе с соматическими больными, зависимостями и созависимостями, последствиями физического и психологического насилия. Наряду с клинической сферой, психодрама применяется в сфере образования, в семейном консультировании, в управленческой сфере, в сфере профессионального консультирования. Социодрама направлена на проработку социальных, политических, межэтнических проблем.

Таким образом, нам представляются обоснованными следующие выводы относительно содержательных аспектов представлений Дж.Л.Морено.

В качестве психотерапевтического метода психодрама выступает как оригинальная система, отличительная особенность которой  - соединение психологии, социологии, медицины, религии и театрального искусства.

10.Классическая методика аутогенной тренировки (по И.Г. Шульцу):  метод проведения AT, ее цели, модификация, разработанная в нашей стране.

Несколько лет творческой жизни Шульца было отдано гипнотерапии, которую он применял в созданной им в 20-е годы в Бреслау амбулатории лечебного гипноза. Одновременно с терапевтическим применением гипноза Шульц проводил опыты по гипнотизации здоровых людей. К этому периоду относятся два интересных открытия, существенно повлиявших на создание аутогенной тренировки. Анализируя самоотчеты больных, Шульц обратил внимание, что в тех случаях, когда пациенты спонтанно мысленно повторяли формулы внушений, произносимых врачом, эффективность гипнотерапии оказывалась более высокой и выздоровление наступало быстрее. Это побудило Шульца к созданию достаточно простых и легко запоминаемых фраз, предназначенных для самостоятельного использования больными в психотерапевтических целях. Позднее эти фразы были названы «формулами самовнушения».

Второе открытие Шульца было связано с уже рассмотренной системой йогов. Изучая протоколы экспериментального гипноза здоровых испытуемых и самоотчеты людей, занимавшихся гимнастикой йогов, Шульц обратил внимание на однотипность испытываемых ими субъективных ощущений, в частности, тяжести и тепла. Чувство тяжести наступало вследствие расслабления мышц, а ощущение тепла - как результат расширения периферических сосудов. Исходя из этих наблюдений, Шульц предположил, что путем сознательного расслабления мышц и самовнушения чувства тепла можно вызвать состояние легкой дремоты, напоминающее начальные стадии гипноза. В последующем оказалось, что только внушением этих двух ощущений - тяжести и тепла - можно погрузить больного в гипнотическое состояние, не прибегая к обычным в таких случаях внушениям сонливости. И, наконец, выявилось, что, ярко представляя себе ощущения мышечной тяжести и тепла, испытуемые могли погружаться в гипнотическое состояние самостоятельно. На основании этих опытов Шульц поставил себе целью «создать систему упражнений, с помощью которой больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу без длительного воздействия со стороны гипнотизера и сколько-нибудь значительной от него зависимости».

Подчеркивая активный характер разработанного им комплекса приемов, Шульц назвал его аутогенной (autos - сам; genos - род) тренировкой, или «концентрированным саморасслаблением», в то же время полагая, что в основе этих упражнений лежит эффект самогипноза.


В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство "специалистов" и до сих пор считают), что все трансовые состояния сводятся к явлению, которое английский хирург Брэйд в 1843 г. назвал гипнозом. То есть Шульц считал, что в основе всего многообразия трансовых состояний лежат следующие факторы: 1) мышечная релаксация; 2) чувство психологического покоя и сонливости; 3) искусство внушения или самовнушения и 4) развитое воображение. Поэтому Шульц создал свой метод, объединив рекомендации многих предшественников. Метод Шульца со временем стал классическим, широко распространился по всему миру. В настоящее время существует около двухсот модификаций метода Шульца, но все они, все до одного, уступают той, которую предложил сам автор.
Врач объясняет пациенту в предварительной беседе физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения. Разъясняется, что расслабление мышц будет пациентом субъективно ощущаться как чувство тяжести, а следующее за расслаблением мышц -расширение сосудов - приведет к возникновению чувства приятного тепла. Пациенту рекомендуется расслабить пояс и воротник и сесть или лечь в положение, удобное для сна и закрыть глаза. Стараться не реагировать на какие-либо помехи, которые по мере тренированности мешать не будут совсем.
 

 Положение тела должно исключать какое-либо мышечное напряжение. Наиболее удобными для занятий Шульц считал одну из следующих поз:

1. Положение сидя. Занимающийся садится на стул в позе кучера - голова слегка опущена вперед, кисти и предплечья лежат свободно на поверхности бедер ладонями вниз.
2. Положение полусидя. Занимающийся сидит в удобном кресле, облокотившись и откинув голову назад - на мягкую спинку кресла. Все тело расслаблено, ноги свободно расставлены или слегка вытянуты.
3. Положение лежа. Тренирующийся ложится удобно на спину. Голова - на низкой подушке. Руки слегка согнуты в локтях и мягко лежат ладонями вниз вдоль туловища.
Заняв удобную позу, тренирующийся начинает вызывать в себе аутогенный трансовый фон в следующей последовательности:

1. Вызывание ощущения тяжести. Тренирующийся мысленно повторяет несколько раз формулу: "Моя правая рука очень тяжелая" (у левши - левая). Добившись ощущения тяжести в правой руке, тренирующийся вызывает это ощущение в другой руке, затем в обеих руках одновременно, в обеих ногах, затем в обеих руках и ногах одновременно, потом во всем теле.
2. Вызывание ощущения тепла. Добившись четкого ощущения тяжести, повторяют несколько раз следующую формулу: "Моя правая (левая) рука теплая". Далее ощущение тепла вызывается в той же последовательности, что и ощущение тяжести.
3. Овладение ритмом сердечной деятельности. Мысленно повторяется несколько раз формула: "Сердце бьется спокойно и ровно".
4. Овладение ритмом дыхания. Формула "Дышу совершенно спокойно".
5. Вызывание ощущения тепла в районе солнечного сплетения. Формула: "Мое солнечное сплетение теплое, совсем теплое".
6. Вызывание прохлады в области лба.'Формула: "Мой лоб приятно прохладен".
Вся тренировка начинается и заканчивается формулой: "Я совершенно спокоен". Эта формула постоянно произносится в каждом упражнении.
В конце сеанса, чтобы вывести себя из состояния покоя и расслабления, рекомендуется сделать резкие разгибательные движения руками, сопровождая эти движения резким выдохом, и затем широко открыть глаза.
Каждое из шести упражнений осваивается до 2 недель, по 3-4 раза в день, по 2-6 минут, с врачом и самостоятельно. Шульц старался индивидуальные занятия сочетать с групповыми по 30-70 человек в группе.
Первые шесть упражнений Шульц называл низшей ступенью тренировки, а затем занимающийся осваивал высшую ступень:

1. Воспитание устойчивого внимания. Тренирующийся при закрытых глазах отводит глазные яблоки вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше междубровья.
2. Развитие способности к визуализации представлений. Тренирующийся вызывает на мысленном экране представление какого-либо однотонного цвета или конкретного образа какого-либо предмета. Длительность этого упражнения 30-60 минут и рекомендуется его делать только после шести месяцев занятий аутогенной тренировкой.
3. Вызывание состояния интенсивного погружения. Тренирующийся задается темой (например, "счастье") и добивается грезоподобного состояния, когда на мысленном экране возникают (как во сне) зрительные образы, отражающие заданную тему.
4. Вызывание состояния глубокого погружения. Тренирующийся учится вести внутренний диалог, расщепляя сознание на "Я" и "наблюдателя Я". В этом диалоге "наблюдатель" задается вопросом, а "Я" отвечает потоком мысленных картин (в аутотренинге это называется "ответ бессознательного).
После Шульца многие ученые, не понимая роль воображения в саморегуляции (из-за отсутствия личного глубокого трансового опыта) неправильно усовершенствовали его метод, выбросив главное - постепенное достижение способности к визуализации, а резко сократив время занятий, осваивали только первую степень.

Поэтому сокращенная аутогенная тренировка, будучи лишенной своего главного секрета - развитого воображения, стала малоэффективной и так и не нашла в мировой практике широкого применения ни в медицине, ни в спорте, ни на производстве.
Именно длительность обучения (не менее 8 месяцев) и малоэффективность аутогенной тренировки заставила нас в свое время (60-80 годы) искать и найти ошибку Шульца. Оказалось, надо вызывать не тяжесть и тепло, а легкость, невесомость и повышенную управляемость (через кодирование), то есть не тормозные режимы, а мобилизационно-кодированные (СК), о чем мы в 1984 году написали в своей книге: "Управляемый медативный аутотренинг". И хотя исследования русских ученых А.Г.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина, И.А.Копыловой показали, что при освоении первой стадии аутогенной тренировки в коре головного мозга преобладают тормозные процессы, а при тренировках во второй стадии "ЭЭГ - процессы свидетельствуют о состоянии бодрствования с активной корковой деятельностью", ни русские, ни тем более иностранные ученые должных выводов не сделали, слишком велик был авторитет Шульца, трудно было предположить, что он грубо ошибся, что надо сделать все наоборот. А время освоения аутогенной тренировки оказывается может занимать пару минут. История мировой науки в области саморегуляции еще раз показала, что в науке авторитетов не должно быть, могут быть лишь симпатии, так как любой крупный ученый должен уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что он только что доказал. Если этого нет, то нет и крупного ученого, так как большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения (концепция (инь-ян").

11


15.01.2014; 08:59
хиты: 108
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь