пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9.Телевидение и радио в системе СМИ: типология и специфические особенности

Разнообразные в типологич. отношении СМИ в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют 3 группы средств информации:

-печат. пресса – газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени

-аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), Интернет; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст

-информационные службы – телеграфные агенства, рекламные бюро, пресс-службы, агенства по СО, профессиональные журналист. клубы и ассоциации

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе, равно как и у каждой есть преимущества и слабости.

Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относительно скупые изобразит средства, заключена  прежде всего в большей, чем на радио и ТВ, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллект. напряжение. В результате более тесным становится взаимод-е автора и читателя.

Осн. преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с тех. простотой и дешевизной производ. процесса. Восприятие: фоновое, выборочное, целевое, случайное.

Телевидение сочетает в себе возможности радио и печать. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться эффекта присутствия и внешней достоверности. ТВ до предела облегчает аудитории восприятие информации, а поэтому несет в себе просветит. и пропагандист. характер.

Информ. службы обеспечивают деят-ть других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собств. журналы или программы. Центр. место в этой группе занимают информ. агентства. Виды: унивесальные (РЕЙТЕР), общенациональные (РИА-НОВОСТИ), региональные (ИНТЕРФАКС-ЮГ), специализированные.

В средствах массовой информации за несколько веков сформировалась стройная система, в которой каждое СМИ имеет свои типологические отличия.

Самое крупное классификационное деление СМИ сегодня происходит по признаку «печатные-электронные».

К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Электронные СМИ обладают большим экспрессивным зарядом за счет имитации живого человеческого общения. Они более оперативны, в этих СМИ существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Их недостатком можно считать привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира.  Телевидение подкрепляет восприятие визуальными образами, оно передает картинку. Зато радио иногда хорошо именно тем, что не отвлекает зрение. Его можно слушать, занимаясь домашними делами или управляя автомобилем.

К печатным относят те средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка – газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества - к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

В общем, каждый отряд СМИ имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации.

Существуют не только технические, но и правовые, тематические и прочие характеристики СМИ. Все вместе они называются типологическими характеристиками СМИ, которыеиспользуются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) того или иного СМИ.

Типологические характеристики СМИ

1. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).

2. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета).

3. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).

4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу.

5. Формат выхода

6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, политическая).

7. Регион распространения: транснациональные (Космополитен, Интернет); общенациональные (для нашей страны - общероссийские, федеральные: Российская газета);  региональные (Кубанские новости);  местные, муниципальные (Краснодарские известия)

8. Учредитель: согласно рос. законодат-ву, учредителями (основателями) СМИ могут стать любой гражданин РФ, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, гос. орган

9. Аудитория: в самом широком плане сущ-ет деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике)

10. Легитимность: легитимные;  квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом);  нелегитимные (не имеющие права на существование)

11. Качественная и массовая пресса: пресса мнений (качественная, элитарная);  пресса новостей (массовая, популярная). В последнее время спец-ты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны (в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию инф-я, и развлекательные компоненты содержания)

12.  Издательские характеристики: периодичность, формат, объемы, техника производств.

в структуре ТВ можно выделить следующие основные элементы:

· бенефис -- игровой синтетический зрелищный жанр, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности (например, актера или политика), практически полностью вытесненный клипом.

· Беседа -- жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон.

· Брифинг -- деперсонифицированная передача официальной точки зрения или информации органа власти (от его пресс-центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно-значимом явлении.

· Дискуссия -- жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.

· Документальный фильм -- Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино.

· Драма (теледраматургия) -- значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства (понятие родовое, согласно Р. Борецкому Борецкий Р.А.. Информационные жанры телевидения. - М., 1960.), основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах: теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами, и телеверсия известного литературного произведения или кинофильма.

· Журналистское расследование -- своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам.

· Заметка (видеосюжет) -- общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией».

· Игра -- телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?».

· Интервью -- жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» -- диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.

· Клип (видеоклип) -- синтетический жанр, возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами.

· Комментарий -- разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой.

· Корреспонденция -- жанр субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей.

· Новости.

· Пресс-конференция -- усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте.

· Репортаж -- жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический.

· Сериал.

· Теледебаты -- вариант разговорного жанра типа ток-шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.

· Телемост -- вариант разговорного жанра типа ток-шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи.

· Телешоу -- развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Основное качество -- зрелищность, функция -- рекреативная.

· Ток-шоу -- разговорный жанр, современный аналог теледискуссии.

Следует отметить, что информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных.


01.08.2014; 08:54
хиты: 110
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
современный язык
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь