пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7.Статья: назначение, виды, сюжет, композиция. Работа журналиста над статьёй.

СЮЖЕТ

Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от французского sujet – предмет, т.е. «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям... Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершенностью. Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка»[13].

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними»[14]. В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью... Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отраженная конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист»[15]. А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

Не случайно Е.П. Прохоров классифицировал организацию публицистических произведений на три типа: 1) сюжетный тип, 2) тип с фабульной основой, 3) тип с проблемно-аналитической организацией произведения[16].

Выстраивая свое сочинение по принципу событийного сюжета, автор, как правило, стремится показать основную канву или контур события, которое может быть «свернуто» или развернуто во времени и пространстве. Главное при этом показать динамику развития той или иной конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения. В ходе описания могут быть применены и «несюжетные» вкрапления-эпизоды, в которых даются необходимые дополнительные сведения. Сюда же, как отмечает Е.П. Прохоров, «могут быть отнесены и прямые суждения журналиста, позволяющие вписать сюжетные куски в широкий социальный контекст, поставить те проблемы, которые накрепко связаны с событиями и персонажами»[17].СЮЖЕТ

 

Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от французского sujet – предмет, т.е. «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям... Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершенностью. Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка»[13].

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними»[14]. В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью... Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отраженная конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист»[15]. А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

Не случайно Е.П. Прохоров классифицировал организацию публицистических произведений на три типа: 1) сюжетный тип, 2) тип с фабульной основой, 3) тип с проблемно-аналитической организацией произведения[16].

Выстраивая свое сочинение по принципу событийного сюжета, автор, как правило, стремится показать основную канву или контур события, которое может быть «свернуто» или развернуто во времени и пространстве. Главное при этом показать динамику развития той или иной конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения. В ходе описания могут быть применены и «несюжетные» вкрапления-эпизоды, в которых даются необходимые дополнительные сведения. Сюда же, как отмечает Е.П. Прохоров, «могут быть отнесены и прямые суждения журналиста, позволяющие вписать сюжетные куски в широкий социальный контекст, поставить те проблемы, которые накрепко связаны с событиями и персонажами»[17].

Виды статей. Глава 2. Статья как жанр журналистики

 

В области журналистики статьей называют отдельную жанровую единицу наполнения печатных СМИ. А именно – среднюю или крупную по размерам публикацию в прессе, несущую социально важную, логически выстроенную информацию. Относится к аналитической группе жанров журналистики, доминирует над другими жанрами этой группы. 

 

Следовательно, основными признаками статьи можно назвать не только констатацию, но также раскрытие и анализ фактов, процессов, общественных явлений. Текст статьи даёт читателю возможность расставить приоритеты, сформировать собственный взгляд на описанные реалии, или выработать модель поведения для той или иной ситуации.

Качественная статья характеризуется анализом и сопоставлением информации из различных источников, а также мощной доказательной базой в основе каждого сделанного автором вывода.

Стоит заметить, что журналистская статья является не просто текстом, а результатом творческой деятельности автора. Значит, строгих правил еe написания просто не может существовать. Не считая устойчивых структурных моделей и стилистики жанра. Остальное определяется позицией редакции, рамками морали, этики и авторской компетентностью.

Видовая классификация журналистских статей

Передовая (или общеисследовательская) статья. Такая публикация предлагает к рассмотрению и глубокому анализу вопросы глобального уровня – политика, религия, нравственность и т.п. Целью публикации является выявление закономерностей и тенденций развития общества, составление прогнозов на будущее.

Также в рамках подобной статьи допустимы философские отступления и проведение сравнительных параллелей. Зачастую есть шанс приобретения такой статьей пропагандистских оттенков. Объектом изучения журналиста при написании общеисследовательской статьи выступают явления и ценности.


Практико-аналитическая статья. Предполагает поднятие актуальных практических проблем современности, но фокусирует читательское внимание на более конкретных сферах. Может затрагивать события экономики, культуры, науки, бизнеса, рассказывать о делах предприятий, учреждений и т.д.

Задачей автора в данном случае является необходимость подробно описать сложившуюся проблему и её корни, а также предложить возможный способ её решения. Основное внимание журналиста сосредоточено на ситуациях и событиях.


Полемическая (проблемная) статья. Возникает как естественное отражение спорного общественно значимого вопроса, в рамках решения которого существуют два мнения или более. Благодатная почва для написания подобных статей – политические дебаты, громкие судебные процессы, противостояние друг другу нескольких идеологических платформ и т.п.

Автор полемической статьи в ходе её написания должен сохранять нейтралитет, беспристрастно донося до аудитории позиции и мнения всех противоборствующих сторон. Кроме того, важно исключить подмену фактов на эмоции. Только осветив проблему с различных ракурсов и делая объективные выводы, автор может помочь читателю сформировать личную реакцию и личную позицию. Ключевой фактор рассмотрения для журналиста в данном случае: проблемы и споры.
 
Информационная статья. Является описанием или хронологическим повествованием. Иногда включает в себя элементы очерка или репортажа. Предметом освещения может выступить как любое событие, имеющее поэтапное развитие во времени, но не утратившее актуальности, так и конкретная персона и её деятельность. Журналист оперирует фактами, их цепочками и сочетаниями.

Сейчас словом «статья» иногда условно называют любую газетную публикацию, вне зависимости от её истинной жанровой принадлежности. 


31.07.2014; 08:08
хиты: 147
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
современный язык
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь