пользователей: 21212
предметов: 10450
вопросов: 177346
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Структура и развитие личности (в предыдущем вопросе имеется информация). Достижение зрелости, индивидуализация, социализация, самоактуализация и личностный рост

.
Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии
непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя
элементы (компоненты, блоки) которые в совокупности своих связей образуют устойчивую личностную
организацию, часто называемую психологической структурой.
Термин структура (лат. structura - строение, взаиморасположение) обычно используется в тех случаях,
когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость рассматриваемого
психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность
такого объекта не нарушется даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных
границах). В этой связи выделение отдельных элементов личности человека является условной
процедурой, служащей лишь для погружения в более тонкие механизмы функционирования психики.
Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все вы деленные элементы находятся в единстве,
образуя саму личность.
Психологическая структура и развитие личности в научных подходах
Бихевиоризм и необихевиоризм. Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки
психологической структуры личности, ибо они фактически отвергали необходимость изучения
психических механизмов человека. По мнению ранних бихевиори-стов, следует отказаться от понятий
«сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как и от изучения понятия «души». Эти
понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна
полностью изгнать из употребления термин «сознание», - говорил Д. Уотсон. Законы человеческого
поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез.
Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление,
волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена,
можно свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар и стимул -
реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология
оказалась «бессознательной», без психики.
Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами
научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности),
цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт (1873-1946).
Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры
головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли (1890-1958) «Поведение
можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов».Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных
переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под Влиянием
внешних стимулов S. Измеряя переменные S и R, можно описывать внутренние (ненаблюдаемые)
состояния личности.
Не нашлось места сознанию и цели в модели психологической фактуры личности К. Халла. В качестве
основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это
поведение) здесь принято поведение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с ее
потребностями. Формирует цели и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда.
Развитие личности базируется на изучении согласно закону о первичном подкреплении: если при
повторении одного и того же процесса
"стимул"-"реакция" наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой реакции на
очередной стимул возрастает. Иначе говоря многократное повторение подкрепления усиливает связь S
-> R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность уступает место условнуму рефлексу). В
этой связи научные результаты полученные автором названы теорией снижения потребностей. Любое
побуждение можно вызвать у индивида (и измерить количественно) путем депривации (утраты, чего
либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительность лишения человека пищи, а
увлеченность чем-либо - времен лишения желаемых удовольствий.
Механизм подкрепления заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б.
Скиннера Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по
мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни человека.
Основываясь на позиции А. Бандуры, как представителя социального-бихевиорального направления,
формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S -> K -> R, K - промежуточный механизм,
включающий когнитивные процессы. Именно им пренадлежит решающая роль в развитии личности,
реализуемой путем изучения чужого опыта (усвоения чужих моделей поведения). Наблюдая других,
индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким
образом в психологической структуре личности, появляется возможность индивида оценивать,
прогрнозировать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные средства поведения
получили названия умственных подкреплений. Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие
"эффективность личности" как совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки,
позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего
поведения.
Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение
личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние
появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного
подкрепления сознания и на основе этого корректирует свое поведение. Автор подчеркивал, что
источник подкрепления может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о
человеке говорят, что у него есть внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое
поведение как результат собственных усилий и способностей. Во втором случае говорят о внешнем
локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние
обстоятельства.
Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу познания
личности положили внешние проявления ее поведения, не уделив внутренним (сознанию, подсознанию)
должного внимания.
Гештальт-психология. Целостность психологической структуры личности - вот центральный момент,
которого придерживались представители данного направления. Комбинация из нескольких
музыкальных нот образует мелодию, в которой нет каждой из этих нот. На примере константности
восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть нечто большее, чем то, что видят глаза.
Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного
поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не накапливает
отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации.• Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны,
историчность и изменчивость среды существования, с другой – процесс социализации приобретает
экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа
бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения
«личность – общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А.
Г. Асмолов).
В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что
социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только
усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной
становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в
изменяющемся мире».
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием
обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование.
Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального
распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.
Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в
характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах
общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может
рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в
результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно:
восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из
сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого
процесса – индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух
противоположных процессов – социализации и индивидуализации.
Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной
стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми
и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она
овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие
личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества,
личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.
е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса
состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный
внутренний мир.
Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные
с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует
рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как
антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную
индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается,
но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три
грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации,
отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую
переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство
внутреннего плана сознания.
По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к
саморазвитию. Индивидуализация – это процесс «становления собой» или самореализации, процесс,
означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.
Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост,
являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности,
творческая деятельность.
Самореализация это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством
собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес
для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего,
несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация»
(self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне.
Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением
гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию
«самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих
концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых
работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс,
состояние, результат и итог.
В общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в
жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих
ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде
самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет
важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к
самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием
человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации.
Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого
человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности
социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом,
личностными характеристиками и социальными умениями.
Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным
элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для
которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность,
превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной
во взрослом возрасте. Длительное следование «не своим» путем приводит к разрыву между
сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв может
субъективно выражаться в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической
напряженности. Ошибки в выборе субъективно-оптимального жизненного пути являются неизбежными
и в этом смысле даже нормальными. Преодоление жизненных кризисов ведет к более полному и
точному пониманию «своего» пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.
Процесс индивидуализации личности, несмотря на постепенно проникающую во все уровни
социальной жизни установку учитывать значение индивидуальных особенностей личности, продолжает
оставаться недос- таточно изученным. Д В психологии индивидуализация рассматривается как одна из
фаз процесса развития личности, под кото- рым понимается процесс вхождения в новую социальную
среду (В.Д.Шадриков). Индивидуализация здесь представляет собой результат обострившихся
противоречий между достигнутым результатом адаптации (пер- вой фазы развития личности) и
неудовлетворенной потребностью индивида в максимальной персонализации, проявляющийся в
нарастании активности поиска средств и способов для обозначения своей индивидуализации и ее
фиксации. На этом этапе развития личности обостряется потребность максимально проявить себя, выра-
зить свое миропонимание и доказать себе и своему окружению свою значимость. По мнению
Д.И.Фельдштейна, индивидуализация – это постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение)
и формирование себя как субъекта. А.В.Петровский определяет индивидуализацию как выявление своих
склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности.
В.И.Слободчиков рассматривает индивидуализацию как «самоопределенность и обособленность
личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и
неповторимости». В педагогике в понятие индивидуализации также обычно вкладывается значение
процесса индивидуаль- ного развития, в результате которого индивид развивает все те качества,
которые были заложены в нем потен- циально. Здесь индивидуализация понимается как стремление к
самовыражению, активному творчеству, про- явлению всех своих внутренних задатков и способностей.
В социологии мы встречаем спектр подходов к сущности индивидуализации. В социологических слова-
рях индивидуализация определяется как 1) обособление, выделение; 2) рефлексивность индивидов ввыполне- нии социальных ролей, их учет возникающих социальных новаций; 3) разрыв групповых
связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с
другими индивидами. Кроме того, индивидуализация понимается как проявление личностных качеств в
условиях конкретной социальной среды. Достигая осознания собственной уникальности и
неповторимости, человек ощущает по- требность определить свое место в данной среде, потребность
соответствовать определенным нормам и требо- ваниям, и в то же время проявить себя отлично от
других. У.Бек связывает индивидуализацию с массовым индивидуализмом. А З.Бауман смысл
«индивидуализации» видит в освобождении человека от предписаний, унаследован- ной и врожденной
предопределенности его социальной роли. По его мнению, индивидуализация заключается в
преображении человеческой идентичности из «данности» в «задачу» и в наделении действующих лиц
ответст- венностью, как за решение этой задачи, так и за последствия исполнения ими их ролей; иными
словами, она состоит в установлении автономии индивида de jure (хотя и не обязательно de facto). Таким
образом, З.Бауман связывает индивидуализацию в современном обществе с принудительным и
обязательным самоопределением своего социального положения в противовес его предопределенности
в прошлом.
Самоактуализация.
Маслоу в общих чертах определял понятие самоактуализации (self-actualization) как «полное
применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» (1970, р. 150).
Самоактуализация — не застывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности
индивида применяются полностью, творчески и радостно. «Я думаю о самоактуализируемом человеке не
как об обычном человеке, которому что-то добавилось, а, скорее, как об обычном человеке, у которого
ничего нельзя отнять. Средний человек — это человеческое существо в расцвете сил с размытыми и
зажатыми силами и способностями» (Maslow in: Lowry, 1973b, p. 91).
Обычно самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишком
эмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое
«я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все
они без исключения полностью отдают себя своей работе или делу. Для личностного роста важны два
требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение
поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа — это основные
характерные черты самоактуализирующихся людей.
Маслоу сознательно изучал только таких людей, которые не были подвержены неврозам и у кого не было
эмоциональных нарушений. Он пришел к выводу, что психически здоровые люди независимы, могут
принимать себя такими, какие они есть, у них нет внутренних конфликтов и они способны наслаждаться
как игрой, так и работой. Хотя только один из наблюдаемых Маслоу субъектов принадлежал к
ортодоксальной церкви, остальные фактически верили в духовные начала жизни. Маслоу обнаружил, что
самоактуализирующиеся субъекты находили удовольствие в жизни, несмотря на боль, печаль и
разочарования. Они проявляли больше заинтересованности, у них было меньше страха, тревоги или
ощущения бесцельности существования. Тогда как остальные люди лишь в редкие моменты жизни
испытывали радость, ощущение триумфа или переживали вершинный опыт, самоактуализирующиеся
люди, казалось, наслаждались жизнью в целом.
Одно из основных утверждений Маслоу заключалось в том, что мы всегда желаем чего-то и редко
достигаем состояния полного удовлетворения, состояния без каких-то целей или желаний. Иерархия
потребностей Маслоу является попыткой предсказать, какие типы желаний появятся сразу после того, как
только старые в значительной степени удовлетворены и уже не являются доминантом поведения.
Существует много индивидуальных исключений, особенно в таком обществе, как наше, когда многие
основные потребности частично удовлетворены и, оставаясь потребностями, они не делаются
подавляющими. Маслоу разработал свою иерархию как часть общей теории мотивации, а не как точную
систему предсказания индивидуального поведения.
Точно известно, что человек живет хлебом единым — когда нет хлеба. Но что происходит с желаниями
человека, когда хлеба вдоволь и желудок постоянно набит? Тотчас же возникают другие (более высокие)
потребности, и они сильнее, чем физиологическое чувство голода, завладевают организмом (Maslow,
1987, р. 17).Метамотивация
Понятие метамотивации (metamotivation) относится к поведению, на которое влияет рост потребностей и
ценностей. По Маслоу, такой вид мотивации чаще всего встречается у самоактуализирующихся людей,
которые уже удовлетворили свои низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму служения
идеалам или целям, чему-то такому, что «вне тебя». Метапотребности связаны с основными
потребностями — их неудовлетворение вызывает метапатологии — отсутствие ценности, значимости,
завершенности в жизни. Маслоу утверждает, что чувство индивидуальности, успешная карьера и
приверженность ценностной системе также важны для психического благополучия индивида, как и
безопасность, любовь, самоуважение и т. д.
«Рост в иерархии возможен лишь потому, что «более высокие» вкусы лучше «низших», и потому, что
удовлетворение «низких» потребностей надоедает» (Maslow, 1971, р. 147).
Жалобы и метажалобы
В системе Маслоу отмечены разные уровни жалоб, относящихся к неудовлетворенным потребностям.
Например, на фабрике жалобы нижнего уровня могут быть реакцией на опасные условия работы,
давление администрации и юридический надзор или его отсутствие. Эти жалобы связаны с
неудовлетворенными потребностями физической безопасности и защиты. Жалобы высшего уровня могут
относиться к недостаточному признанию достижений, утрате престижа или отсутствию сплоченности в
коллективе — то есть угрозе потребностям принадлежности и уважения.
Метажалобы (metagrumbles) свидетельствуют о фрустрации метапотребностей, таких, как совершенство,
справедливость, красота и истина. Этот уровень недовольства является хорошим показателем того, что
все остальное в порядке. Когда люди жалуются, к примеру, на неэстетический вид окружающей
обстановки, то, вероятно, это означает, что их более основные потребности удовлетворены относительно
хорошо.
Маслоу считает, что не следует ожидать, что жалоб не будет, нам лишь надо надеяться на то, что они
будут отражать более высокие уровни притязаний. Когда жалобщики недовольны несовершенством
общества, отсутствием справедливости и т. д. — это положительный знак. Это значит, что несмотря на
высокую степень удовлетворения основных потребностей, люди все же стремятся к дальнейшим
улучшениям и росту. Фактически Маслоу наводит на мысль о том, что хорошим показателем
просвещенности общества является наличие недовольных (metagrumblers) среди его членов.
«Иметь комитеты... гневное появление в них и жалобы на то, что за розами в парках недостаточно
ухаживают... само по себе это замечательно, потому что показывает высокий уровень жизни
жалобщиков» (Maslow, 1965, р, 240).
Исследование самоактуализации
Сначала исследования Маслоу о самоактуализации были вызваны желанием глубже понять двух своих
учителей, которые имели особое влияние на Маслоу, — Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя
Бенедикт и Вертхаймер были разными личностями и занимались различными областями исследования,
Маслоу понимал, что они одинаково полно выражают себя в профессиональной и частной жизни, что он
редко встречал у других людей. В своих учителях Маслоу видел не только двух выдающихся ученых, но
и совершенных, творческих личностей. Маслоу начал осуществлять частный исследовательский проект,
чтобы понять, что сделало их такими особенными, и он стал вести дневник, куда заносил данные об их
личной жизни, отношениях, оценках и т. д. Сравнение Бенедикт и Вертхаймера стало первой ступенью в
исследовании самоактуализации — исследовании, которым Маслоу занимался всю жизнь.
«Самоактуализирующиеся люди все без исключения увлечены делом, которое находится за пределами их
самих, что-то, что выходит за пределы собственного «я»» (Maslow, 1971, р. 43).
Маслоу считал, что собирать сведения о человеческой природе было бы более правильным на примере
лучших образцов, какие он мог найти, чем изучать и собирать проблемы и ошибки средних или
невротических индивидов.
«Несомненно, пришелец, спустившийся с Марса в колонию калек, карликов, горбунов и т. д., не смог бы
определить, какими они должны были быть от природы. Поэтому давайте изучать не калек, а искать
ближайший доступ, который мы можем получить ко всем здоровым людям. В них мы найдем
качественные различия, различные системы мотивации, эмоций, оценок, мышления и восприятия. В
определенном смысле только святые по-настоящему представляют собой человечество» (Maslow in:Lowry, 1973 а, р. 90).
Изучая самых лучших и самых здоровых мужчин и женщин, исследователи могут установить пределы
человеческого потенциала. Чтобы определить, например, как быстро может бегать человек, следует
поработать с лучшими спортсменами-легкоатлетами. Нет смысла тестировать средние образцы из
обычных людей. Также, утверждал Маслоу, при исследовании психического здоровья и зрелости следует
привлекать к исследованию наиболее зрелых, творческих и наиболее цельных людей.
При подборе субъектов для исследования «хороших человеческих существ» Маслоу отобрал из 3000
студентов последнего курса всего одного человека, который точно подходил его требованиям. Было
установлено два критерия для включения людей в начальную группу для исследования. Во-первых,
субъекты не должны были иметь неврозов и других серьезных личных проблем. Во-вторых, все, кого
собирались изучать, обязаны были наилучшим образом применять свои таланты и способности.
В конечном итоге для исследования Маслоу пришлось сосредоточиться на знакомых лично ему людях, а
также на общественных деятелях. Эта группа состояла из 18 человек: 9 современников и 9 исторических
лиц, включая Авраама Линкольна (Abraham Lincoln), Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson), Альберта
Эйнштейна (Albert Einstein), Элеонору Рузвельт (Eleanor Roosevelt), Джейн Адамс (Jane Addams),
Уильяма Джеймса (William James), Альберта Швейцера (Albert Schweitzer), Олдоса Хаксли (Aldous
Huxley) и Баруха Спинозу (Baruch Spinoza). Примечательно, что в список Маслоу попали величайшие
мыслители и социальные реформаторы и не попал никто из духовных наставников или мистиков; интерес
к трансперсональной психологии возник у него позднее. Очевидно, что пристрастие Маслоу к активным,
успешным интеллектуальным личностям (он относил их к «лучшим людям») повлияло на его работу о
самоактуализации. Какой-нибудь другой психолог, которого интересовали бы сосредоточенность
индивида на своем внутреннем мире, артистические и духовные качества людей, вероятно,
сформулировал бы совсем другую теорию.
Маслоу перечисляет следующие характерные черты для самоактуализирующихся (1970, р. 153-172):
«1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
2. Приятие (себя, других, природы).
3. Непосредственность; простота; естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
5. Способность обособиться; потребность в уединении.
6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими].
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.»
«Не существует совершенных людей! Можно найти хороших людей, очень хороших, даже
замечательных. На свете действительно есть творцы, провидцы, мудрецы, святые, люди, расшатывающие
старые устои, и люди, двигающие человечество вперед. Несомненно, это подает нам надежду на будущее
человеческого рода, несмотря на то что такие люди встречаются крайне редко и их можно сосчитать по
пальцам. И в то же время, те же самые люди могут временами быть скучными, раздражающими,
обидчивыми, эгоистичными, злыми и подавленными. Чтобы не оказаться разочарованными (avoid
disillusionment) в человеческой природе, мы должны прежде всего отбросить свои иллюзии по поводу
человеческой природы» (Maslow, 1970, р. 176).
«Очень скоро я пришел к выводу, что великий талант не только в большей или меньшей степени не
связан с добротой или здоровьем, но также, что мы мало знаем о нем» (Maslow, 1968, р. 135).
Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже
не были свободны от больших недостатков. Слишком сильное увлечение карьерой или приверженность
своим личностным ценностям могли сделать таких людей безжалостными в достижении своих целей; ихдеятельность могла затронуть чувства или потребности других. К этому можно добавить, что
самоактуализирующиеся люди могут довести свою независимость до крайности. Но им тоже свойственны
многие проблемы средних людей: чувство вины, тревога, печаль, конфликтность и т. д.
Психологический рост.
Стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности
более низкого уровня, такие, как потребность в безопасности или потребность в уважении. Согласно
Маслоу, если в детстве какая-то потребность индивида не была удовлетворена, развитие личности может
задерживаться на уровне возраста этой фрустрации. Например, если ребенок ощущал себя нелюбимым и
нежеланным в компании сверстников, он может всю последующую жизнь стремиться к вниманию, славе
и похвалам, чтобы таким образом повысить самоуважение.
«По мере того как человек все больше чувствует свою связь с миром, мир становится благосклоннее к
нему. Если человеку хорошо, то и мир для него хорош» (Maslow, 1971, р. 165).
Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является показателем его
психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого порядка, человек
чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует, что развитие индивида выше
дефицитарного уровня.
Самоактуализация заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и
полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего
поведения. В работу по самоактуализации входит способность выбрать достойную, требующую
творческих усилий цель. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидов привлекают наиболее
трудные и интересные проблемы, требующие самоотдачи и изобретательности. Такие люди не страшатся
трудностей и неопределенности, не стремятся к легким решениям

11.03.2015; 01:25
хиты: 441
рейтинг:0
Общественные науки
психология
социальная психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь