пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33. Классические направления и научные школы в психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, марксистская психология, гуманистическая психология.


1. Бихевиоризм
Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается
воспитании, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов
исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.
Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон,
обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту
связь в виде формулы S-R. Необихевиористы (К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о
подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул – реакция
подкрепление».
Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение
– управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного
подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания,
нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки
зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир
человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними
воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной
реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный
процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном
аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R
появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии
классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х
гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на
развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Представители
· Эдвар Торндайк (1874-1949)
· Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)
Предмет рассмотрения
Изучать не сознание, а поведение человека.
Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Теоретические положения
Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы
начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным
достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у
животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и
которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении
«видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной
концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма - ни одному экспериментатору не удалось,
например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных
состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.
5. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов
анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология
— направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения
которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч.
развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода,
ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение,
трансценденция и т.п.
Представители
· А. Маслоу
· К. Роджерс
· В. Франкл
· Ш. Бюлер
· Ф. Бэррон
· Р. Мэй
· С. Джурард
Предмет изучения
· Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.
Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины
«самоактуализации».
· Осуществление самого себя.
· Сознание собственного достоинства.
· Социальные потребности.
· Потребности в надежности.
· Этапы деградации личности.
· Поиск смысла жизни.
· Физиологические основные потребности.· Непригодность исследования животных для понимания человека.
Теоретические положения
· человек целостен
· Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи
· Главной психологической реальностью являются переживания человека
· Человеческая жизнь - целостный процесс
· Человек открыт к самореализации
· Человек не детерминирован только внешними ситуациями
Вклад в психологию
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и
доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект,
оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Г. п. сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны,
бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с
психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних
стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека
как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая
большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в
западной психологии.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на
роль социокультурных факторов в психической деятельности. Идеи Адлера о важности социального
контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с
ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни
утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр
Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник
гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые
отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,
Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации
(т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих
личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип - необходимость анализа
личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно
человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример - сведение любви к
«сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему:
a. человек целостен и должен изучаться в его целостности;
b. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические
обобщения;
c. человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической
реальностью;
d. человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;e. человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью
его природы;
f. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и
ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
g. человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее
популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другой важной областью практического
приложения Г. п. является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного
взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
Третьей областью практического приложения Г. п. является социальнопсихологический тренинг, одним из
зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили
социальную платформу Г. п., которая основана на утопической идее улучшения общества путем
усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и
устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими
школами и направлениями, в т.ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
6. Марксистская психология
Марксистская психология предъявляет определенные требования к применению психодиагностики и ее
методов исследования. Она исходит из научно обоснованных принципов, которые являются
основополагающими не только для психодиагностики, но и для всей психологии в целом.
В одном из направлений в советской психологии общий для марксистской психологии тезис о важной роли
практической деятельности в развитии познания переносится на процесс учения и получает такую
интерпретацию, при которой в практической деятельности решающее значение придается ее двигательному
компоненту ( наряду с объектом и его свойствами) .Порядок перечисления задач отражает субординацию их
значимости ( Гница, 1960), методология определения относительной значимости задач описывается в первой
главе.
Отличительным признаком марксистской психологии труда является то, что методологически правильно
упорядоченные задачи рассматриваются параллельно с исследованием человека в процессе трудовой
деятельности, который является помощником, а не просто объектом анализа, сиюминутная или будущая
трудовая деятельность которого является предметом исследования.
Его ключевыми понятиями являются пристрастность и смысловая позиция. Первое из них в марксистской
психологии традиционно раскрывается через анализ бытийной, прежде всего производительной, деятельности
субъекта и имеет совершенно определенное семантическое и лексическое оформление, восходящее к
парадигме производства и потребления. Рассматриваемая с этих позиций связь субъекта и присваиваемого им
в производительной деятельности мира изначальна, но отнюдь не однозначна и раскрывается через развитие и
изменение характера связи субъекта с осваиваемой им реальностью. На определенных этапах общественного
развития эта первичная слитность объектов и опредмеченных в них потребностей разрушается вследствие тех
процессов, которые с точки зрения марксистской психологии можно вывести и другие положения, на первый
взгляд чисто теоретические, позволяющие провести анализ движений и указать ряд направлений
исследований в области педагогики труда.
Именно на этом пути виделось Корнилову построение марксистской психологии.
Процессы сенсомоторной регуляции трудовых движений характеризуют и психические аспекты и без учета
этого аспекта нельзя на достаточно высоком научном уровне проводить анализ и изменение регуляции. Это
утверждение требует дополнительного пояснения, так как понимание движений в марксистской психологии
существенным образом отличается от понимания движения в чистой психологии с ее интроспективным
понятием сознания, а также от понимания в поведенческой психологии и некоторых трактовок,
представленных в промышленной психотехнике.Человек свободен сам принять любое решение или выполнить то или иное действие. Марксистская
психология дает наиболее точное и научное объяснение свободы воли.

01.06.2014; 17:11
хиты: 143
рейтинг:0
Общественные науки
психология
социальная психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь