пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

технологическая цивилизация и биосфера

Современные технологии направлены, с одной стороны, на использование новых ресурсов, с другой стороны, на сокращение и утилизацию отходов. В идеале создаются технологические пирамиды, подобные природным трофическим пирамидам. Поэтому устойчивость технологических систем, как и природных экосистем, обеспечивается наличием разнообразия. Развитие технологической цивилизации прошло через несколько стадий. Начальной была малоспециализированная добыча и экстенсивное производство. Промежуточная стадия характеризовалась ростом эффективности переработки. Современная стадия, имеющая шанс перейти в устойчивую, отличается специализированным производством с высокой эффективностью использования и реутилизации ресурсов.

ехнологическая цивилизация, обеспечившая демографический взрыв, развивалась шаг за шагом, начиная с древних времен. [1]

Идеологической основой Технологической Цивилизации является Научная Идеология или Сциентизм. [2]

Человечество стоит перед острой необходимостью резко изменить суть технологической цивилизации, придать ей универсальный природоохранный характер. [3]

Междисциплинарный характер проблемы и ее новизна связаны с тем, что наша технологическая цивилизацияоказалась в области параметров, где не бывала раньше. Это касается и объемов используемых ресурсов, и масштабов взаимодействия с окружающей средой. Применяемые атомные технологии приводят к возникновению радиоактивных отходов, которые будут представлять опасность на геологических временах, превышающих 100 тысяч лет. Биотехнологии существенно меняют мир обитающих на Земле микроорганизмов, заставляя принимать в расчет масштабы, которыми человек раньше не оперировал. Здесь в гораздо более жесткой постановке, чем в других областях, встает проблема выделения параметров порядка и управления сложной системой. [4]

 

Статистика отдельных видов несчастных случаев со смертельным исходом в Великобритании.

Ниже еще будет обсуждаться особенность проблемы безопасности, заключающаяся в том, что выгодытехнологической цивилизации предназначены для самых широких кругов населения, тогда как связанные с их получением опасности технологий подчас концентрируются и затрагивают далеко не всех. [5]

Проблеме компьютеризации капиталистического мира посвящена и новая книга известного американского философа и социолога Эявина Тоффлера, чье предыдущее публицистическое исследование Шок будущего было обращено к проблемам современной технологической цивилизации, где нравственный прогресс безнадежно отстает от прогресса научно-технического, утверждающего царство стандарта и функциональных отношений в обществе. В новой своей книге Третья волна Тоффлер развивает ту же тему: Жить в ускоренном темпе означает испытывать на себе действие непрекращающихся перемен. [6]

За время своего существования человечество прошло путь от популяции первобытных людей, зависимых от природы и находящихся под прессом естественного отбора, до современного человечества, обладающего всеми средствами медицины и технологической цивилизации; при этом и численность, и лимитирующие ее факторы также претерпели значительные изменения. [7]

Среди основных причин этнического возрождения народов и повышения их политической активности называют следующие: 1) стремление народов устранить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств; 2) реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой массовой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности. [8]

До недавнего прошлого, когда человечество фактически вело непримиримую борьбу с окружающей средой, вся мощь науки, техники, материальные и энергетические ресурсы были направлены на достижение победы над природой. В XX веке технологическая цивилизация пришла в угрожающий конфликт с биосферой, которая миллиарды лет формировалась как система, обеспечивающая непрерывность жизни и оптимальность окружающей среды. Человек понял, что утратил веру в свое бессмертие и что его господство над Природой небеспредельно и чревато гибелью его самого. [9]

По общему мнению технократов, в истории можно выделить три основных типа цивилизации: дотехнологическая, технологическая и посттехнологическая. Именно в исторических рамках технологической цивилизации и должно было осуществиться, по мнению технократов, преобразование общества на принципах технократизма. Они строятся в рамках парадигмы сначала индустриального общества, затем постиндустриального и информационного как подтипов общей технократической парадигмы общественного развития. [10]

За последние 40 лет в человеческом обществе, а в результате и на планете в целом произошло столько событий, сколько раньше происходило за 1000 лет. Признаками, сопутствующими современному этапу развития технологической цивилизации, являются экспоненциальный рост населения Земли, постепенное истощение ресурсов, а также растущее загрязнение окружающей природной среды. [11]

Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное ( сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях. [12]

Маллет в кн. Новый рабочий класс ( 1965) о босновывает, что старый рабочий класс в архаических отраслях промышленности ( угледобывающей и ей подобных) более не служит объектом внимания. Рассматриваются скорее страты активного населения, которые включаются в наиболее развитые процессы технологической цивилизации, трактуемые в качестве основных форм развития. Современные отрасли промышленности ( например, нефтеперерабатывающая и химическая) характеризуются высокой степенью автоматизации, которая, как считают, повышает ответственность и включенность рабочих в политику предприятия; делает очевидными связи между благосостоянием фирмы, заработком рабочего и его профессиональным опытом; поощряет работников к участию в управлении процессами производства. [13]

Этот кризис не является результатом какой-то случайной, легко исправимой ошибки. Напротив, он является логическим следствием развития некоторой, очень специфической цивилизации, распространившейся сейчас на весь мир. Она называется Технологической Цивилизацией, так как основывается на максимальном использовании техники во всех областях человеческой деятельности. Техника всегда считается более надежной и эффективной, чем Природа, и всюду вытесняет Природу, если это только возможно. Один социолог описал эту цивилизацию как попытку человека уничтожить природу, заменив ее искусственной природой - техникой.

Современные технологии направлены, с одной стороны, на использование новых ресурсов, с другой стороны, на сокращение и утилизацию отходов. В идеале создаются технологические пирамиды, подобные природным трофическим пирамидам. Поэтому устойчивость технологических систем, как и природных экосистем, обеспечивается наличием разнообразия. Развитие технологической цивилизации прошло через несколько стадий. [2]

Каждый математик знает, что в его работе эстетическое чувство не только дает удовлетворение, помогающее ему и облегчающее необходимые усилия, но и является рабочим средством, не менее важным, чем чисто логическое рассуждение. Он не будет следовать некоторой линии мыслей, так как она приводит к несимметричным, некрасивым формулам и он будет верить в некоторую гипотезу и не пожалеет сил для ее доказательства только потому, что она очень красива. С этой точки зрения математика играет противоположную анти-технологичес-кую роль. Мы видим, как под воздействием технологической цивилизации красота все больше исчезает из нашей жизни: из живописи и музыки, из архитектуры наших городов и из окружающей нас Природы: в виде прекрасных бабочек, цветов и птиц. Математика ( вместе с математической физикой) остается почти единственным островом, в котором это загадочное явление сохраняется в полной силе. Иисус спросил: Что есть истина. Явление красоты не менее загадочно. Очевидно, что это - одна из фундаментальных форм взаимодействия с внешним миром, столь же существенная для большинства живых существ, как феномен истины и морали - для человека. [3]

Экспоненциальный рост населения и явления демографического взрыва стали заметны к 60 - м годам прошлого столетия. Форрестера, Денниса и Донеллы Медоузов и др.), в которых описана мировая динамика и определены пределы роста населения и развития технологической цивилизации Земли. В связи с тем что 30 % населения Земли практически голодает, был поставлен вопрос о возможности и путях решения продовольственной проблемы, о емкости природной среды, оценена продуктивность биосферы и ее способность прокормить растущее население Земли. [4]

Как и любой большой институт, фирмы более сложны, многогранны и даже внутренне противоречивы, чем многие люди полагают. Управление изменениями в таких обстоятельствах возможно, но сложно. Оно требует непростого взгляда на фирму: экологи в особенности имеют тенденцию рассматривать компании как в некотором смысле подозрительные. Это имеет две причины: ( 1) глубокое недоверие к технологии, основанное на воздействиях на окружающую среду, передаваемых потомству нашей технологической цивилизацией, и ( 2) недоверие к мотиву прибыли и моральности частных фирм. Элемент скепсиса может быть неизбежен при взаимодействии с мощными институтами разного рода. [5]

Эта смесь сциентизма с техницизмом определяет и дух современной идеологии технической цивилизации. Великий биолог XX века Конрад Лоренц писал: Категория морали применима к некоторому действию только, если оно направлено на нечто живое. Современный человек имеет дело главным образом с искусственными объектами. В результате он отучается оценивать свои действия с точки зрения морали и судит о них лишь с точки зрения эффективности. Рамо предлагает: Сейчас мы должны планировать сосуществование с машинами. Машины нуждаются для оптимального функционирования в некотором типе общества. Но мы нуждаемся в том, что может дать машина и поэтому должны идти на компромисс. Согласно принципам идеологииТехнологической Цивилизации, все жизненные явления, которые не функционируют согласно оптимальным правилам машин, т.е. не могут быть механизированы, считаются ненадежными и неважными. 

 

28.


21.01.2014; 00:59
хиты: 141
рейтинг:0
Естественные науки
науки о жизни
биология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь