Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д.
Активность личности представляет собой базовое и изначальное человеческое свойство: нет активности, она погибнет. Но активность в общем виде вряд ли существует. Человек всегда действует предметно. Важны уровень и направленность активности. Они формируются при взаимодействии с другими и при преодолении чего-либо — лени, плохого настроения, каких-либо других препятствий. Личность может научиться что-то делать не только тогда, когда она испытывает биологическую потребность утолить голод, но и тогда, когда мотивирована — ради чего это надо сделать и как. Поэтому активность мобилизует личность па преодоление препятствий осознанным путем.
Если уровень активности достаточно высок, препятствия преодолеваются довольно легко. Однако в данном случае могут появиться противоречия — а зачем И ради чего эта активность. Иначе говоря, активность активности рознь еще и по этическим принципам. Одна личность совершает чудеса героизма и оставляет свой след в других людях как внесшая свой вклад в победу над врагами Отечества, а другая использует невероятные усилия и побеждает свой страх, совершая преступление. Наиболее общим понятием, которое раскрывает смысл активности личности, может быть понятие мотивирующей активности при преодолении качеств, тормозящих вхождение в социум по моральным критериям. Поэтому нельзя быть независимым от норм и правил социального общежития, а свобода отнюдь не означает отсутствие ответственности за свою активность.
Следующий момент активности личности при появлении потребностей — ценности. Человек направлен на что-либо, представляющее.