Историю французского Просвещения можно разделить на два этапа:
1. Умеренное Просвещение (раннее) – Первая половина XVII столетия. Выдающиеся деятели – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ). За указанный период широко распространяются идеи просвещённой монархии и равенства с юридической стороны.
В литературе идёт развитие разных прозаических жанров: бытовой роман (А. -Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А. Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).
Помимо концепции конституционной монархии возникают идеи республики, требование фактического равенства, появляется даже атеизм.
В литературе развивается просветительский сентиментализм и просветительский реализм.
Д. Дидро - писатель, пропагандист концепции Просвещения. Прославился созданием Французской Энциклопедии, а также основанием литературной реалистической эстетики. Он считал, что искусство должно отображать действительность, но в сочетании с авторскими замыслами. Искусство должно нести моральное просвещение и высмеивать пороки.
Дидро критиковал систему правил классицизма. Он ввёл в драматургию новую жанровую классификацию – средние жанры. К ним относится «мещанская драма» и её направления. Главным персонажем в ней являлся человек из третьего сословия.
Большое влияние на развитие сентиментализма оказало творчество Жан-Жака Руссо.
Убеждения писателя весьма демократичны и радикальны. Они хорошо отображаются в трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» .
Руссо считал, что неравенство ведёт к падению нравственности. Материальные составляющие разделяют общество.
Писатель придерживался позиции возврата общества к неразумному состоянию. Он идеализировал первобытность человека.