пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Сценическая судьба комедии Мольера «Тартюф». Принципы построения характера, конфликт и система образов в комедии.

«Тартюф, или Обманщик» (1664, 1667, 1669) написан для грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который проходил в Версале в мае 1664 г. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник заговор, возглавляемый королевой-матерью Анной Австрийской. 

Мольера уже давно привлекала тема притворства и лицемерия. В основу комедии легли деяния «Общества святых даров», которое возглавляла Анна Австрийская. Занимаясь выслеживаниями и доносами, «Общество» выполняло функции тайной полиции. Современники Мольера сразу узнали в Тартюфе члена «Общества святых даров». 

Тартюф не является воплощением общечеловеческого порока лицемерия, это обобщенный социальный тип, который действует в конкретной обстановке. Репутацию Тартюфу создает его христианское смирение. 

В «Тартюфе» Мольер использовал различные художественные приемы: есть в нем элементы фарса, многое напоминает комедию интриги или комедию нравов. Но «Тартюф» — это прежде всего комедия классицизма, и не только потому, что это комедия характера, что в ней полностью соблюдены все три единства, но и потому, что она имеет общественное содержание,, смысл которого Мольер выразил в предисловии к пьесе: «Ничем так не проймешь людей, как изображением их недостатков. Упреки люди выслушивают равнодушно, но насмешку перенести не могут... Комедия же избавляет людей от их пороков».

Образ Тартюфа 

Тартюф, главное действующее лицо комедии, является собирательным образом, олицетворяющим все «Общество святых даров». Об этом ярко свидетельствуют определенные детали: это и маска святости, которой он прикрывается, выдавая себя за обедневшего дворянина, и его секретные связи с судом и полицией, и наличие у него покровителей среди высокопоставленных придворных особ. 

Имя «Тартюф» предположительно происходит от старого французского слова «truffer» — «обманывать». Вопреки правилам классической драматургии он появляется в пьесе лишь в третьем акте. В первых двух он фигурирует как внесценический персонаж; его нет, но речь идет только о нем. Мольер объясняет это тем, что прежде он хотел подготовить зрителя к верному восприятию героя. В отношении святоши действительно с самого начала нет никаких сомнений: перед публикой предстает ханжа, подлец и законченный негодяй. Его низменная, отталкивающая натура вырисовывается из семейного конфликта, который открывает пьесу. Появление Тартюфа в доме Оргона нарушает в семье гармонию и разбивает ее на две враждующие стороны: тех, для кого лживость и двуличность «праведника» очевидны, и тех, кто искренне верит в его святость.

Тартюф — тонкий психолог; единожды заманив жертву в поставленную для нее ловушку, он пускает в ход все известные ему приемы, чтобы удерживать ее в своеобразном гипнотическом состоянии. Эти приемы позволяют негодяю ловко манипулировать Оргоном, создавая для него видимость свободной воли в принятии решений. На самом деле Тартюф лишь аккуратно подталкивает своего благодетеля к таким решениям, которые полностью соответствуют его, тартюфским, коварным замыслам: восстанавливает его против сына Дамиса, которого Оргон выгоняет из дому и лишает наследства; расстраивает помолвку Марианы и Валера с тем, чтобы самому жениться на ней и завладеть ее приданым; наконец, играя на доверчивости и страхе Оргона, Тартюф получает дарственную на все его состояние, а также ларец с важными политическими бумагами. Ему следует отдать должное — он умеет понять чужую душу, чувствует слабости тех, кого обманывает, и за счет этого достигает немалых результатов.

Он совершает грубые ошибки, через которые сквозит его сущность; он теряет контроль над собой всякий раз, когда ему трудно справиться с одолевающими его природными наклонностями и инстинктами. Все дело в том, что Тартюф отнюдь не воплощение рассудительного и хладнокровного ханжи, а просто неотесанный мужлан, чувства которого грубы, а желания неукротимы. Но как раз в этом и состоит тот комический эффект, которого добивался Мольер. Он не ставил себе задачу изобразить идеального лицемера — комизм этого образа основывается на контрасте между ролью святоши и его природой.

Каждый персонаж наделяет Тартюфа какой-нибудь характеристикой. Дамис называет его ловкачем, всевластным тираном, несносным ханжой; Клеант — скользкой змеей; Дорина — пустосвятом и лживым пройдохой. 

 


16.01.2014; 22:34
хиты: 117
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь