Педро Кальдерон - испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века. «Жизнь есть сон» религиозно-философская драма, которая затрагивает фундаментальные вопросы бытия, прежде всего — человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Впервые представленная в 1635 году. Действие происходит в Польше, так как Польша слишком удалена от Испании, чтобы зритель не мог определить, что в пьесе реально, а что противоречит действительности. Пользуясь этим обстоятельством, Кальдерон вводит в драму еще одного представителя далекой страны – герцога Московского (Снимает ответственность с себя за неточность). Смысл и стиль драмы определяет уже название, состоящее из метафоры «жизнь есть сон».
(Власть и народ – еще одна проблема, затронутая в драме. Христианская идея в основе концепции. Сехисмундо в финале понимает, что он – не просто человек, он прежде всего орудие Бога. Финальный монолог противоречит общему контексту его натуры получеловека-полузверя. Это прощения кающегося грешника. Свободная воля – внутренняя воля, которая помогает чел. не быть рабом своих животных страстей. Сехисмундо в первом своем монологе говорит только о внешней свободе. О внутр. он не знает - он зверь. Потом он становится внешне свободным - зверь, вырвавшийся на свободу. И только когда он добровольно смиряет себя, он становится свободен внутренне и становится человеком. Худ. пространство – противопоставление Горы (дикость) и Дворца (цивилизация). Основная тема пр-я решается как переход из мира Горы в мир дворца (очеловечивание). В центре произведения — конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью. Непостоянство мира определяет аскетическое начало в сознании человека. Мир непознаваем. Несчастье человека заключено в самом человеке. Он – часть природы, владеет разумом, но от этого страдает еще больше. Отсюда причудливые аллегорические образы драмы, более напоминающие символ (стена = жизнь), ее метафорический язык, декоративность действия.)