Диалектические основания русской философии проявляются в главном принципе диалектики – принципе единства мира (единства сущности и существования), который представлен в следующих принципах данного исторического типа философии.
I. Принцип космизма (совершенства).
Деятельность человека и общества понимается в русской философии как вклад в совершенствование мира. Мир совершен по природе, но после раскола между Богом и человеком в мир была привнесена чуждая совершенству мира стихия хаоса. Поэтому в мире борются противоположные начала и силы: хаос и нестроение (энтропия) с одной стороны и совершенство и стройность (отрицательная энтропия) – с другой.
Принцип космизма нашел проявление в осмыслении отечественными философами духовных основ русского патриотизма, как одного из важнейших аспектов нравственного совершенства. Также принцип космизма был раскрыт в богословских и нравственных поучениях.
Кирилл Белозерский писал: Бог как Абсолютное Совершенство не мог создать что-либо не причастное к совершенству. Зло – это противоестественное начало в мире.
Принципы теории соборного государства:
- Принцип гармонии двух видов власти – духовной и светской.
- Пр-п совершенства общественной жизни (жизнь по Правде – по коллективистски)
- Пр-п власти лучших людей – духовной и светской аристократии, выступающей в качестве социального авангарда общества. (лучшая часть общества). Власть предполагает естественный иерархизм, понимание экономической и политической деятельности, как сферы проявления добродетели, а не эгоистических интересов самих политиков и групп.
- Пр-п всемирного значения русской соборности
- Пр-п персонализма. Личность находит свое раскрытие только в соборном единении с другими людьми. Возникает идея совершенной личности – это подвижник, обладающий высшим духовным даром – любовью ко всему творению.
II. Принцип всеобщей связи явлений(ВСЯ).
Теория соборности стала идейной основой для русских социально-философских теорий и концепций – русского социализма, коллективизма, общинности, всеединства, космизма. Все эти теории основаны на идее ВСЯ. Теория всеединства. Человечество, как соборная личность – единственный субъект исторического развития.(развито в космизме)
Теория коллективизма (соборности) основана на стандарте единства личности и коллектива (собора), которые выступают в своем завершенном виде как личность соборная. Коллективизм – «…это понятие о связи «реальной», исторически создающейся…», а не функциональной – т.е. коллективизм имеет не ситуативную, а объективную природу, выраженную в изначально присущем людям стремлении к духовному единению.
Теория общинности – идея о развитии общинных форм в жизни России, как общества коллективистского типа. (концепция русского социализма).
Одно из проявлений принципа всеобщей связи явлений - принцип детерминизма. В русской философской антропологии во все времена развивалась христианская идея о Боге, как Причине бытия. Человек понимался в качестве образа Божия, мир – как символический образ Бога. При этом природа Бога и мира принципиально различны (нетварная, духовная и тварная). Творение -личность, хотя и иного порядка, чем Божественная Личность. Замысел Бога о мире лежит в Софии –Премудрости Божией, понимаемая как причина разумного устроения материального мира. Софийный смысл мира раскрывается в том, что даже все временные явления имеют корень в Вечности, т.е. вечное значение. Мир наполнен софийным смыслом, т.е. Сущность неразрывно связана с существованием – миром, и в нем отражается. Каждая тварная личность должна свободно идти за своей идеей, заключенной в Софии. Исполнение идеи о себе – главная задача личности человеческой и природной, утверждение и раскрытие своего персоналистического начала. В.Ф. Эрн Выдающийся русский философ «серебряного века». В его философии русский диалектический логизм достиг наивысшего развития.
Эрн писал о том, что причиной каждой вещи является сокровенное слово о ней – тот или иной частный голос.
Принцип развития – гармоничное развитие всех сфер жизни в обществе(антиэнтропийное развитие)