Русская философия насчитывает около 1000 лет. Это особое оригинальное образование, уходящее корнями в национальную почву (что и позволяет выделить Русскую философию в отдельный ИТФ).
Общие особенности Русской философии:
- В основе РФ лежит диалектическая методология, воспринятая от византийской философии.
- Идея соборности – как «основная интуиция» русской философии. Соборность – это единство в любви всего творения и Бога. Соборность – то просветленное состояние Вселенной, которое противоположно нынешней «ненавистной раздельности мира» (Св. Сергий Радонежский). Соборность понималась как совершенство во всех сферах жизни общества.
- Стремление к целостному восприятию бытия («Союз Академии и Церкви») - синтез научно-философского и духовного видов познания.
- Интерес к обществу и человеку.
- Интерес к нравственной проблематике: усиленный поиск Правды (это этическая и онтологическая стороны Истины)
- Представление о Богоизбранности России, о ее миссии спасать человечество.
- Патриотическая направленность.
- Религиозно-духовный характер русской философии – стремление к познанию Высшего и приобщения к Нему.
Русская философия прошла в своем развитии три основных этапа:
1) Русская философия XI-XVII вв. Иноческая философия.
А) Древнерусская философия эпохи Киевской Руси –XI-XIV вв.
Б) РФ эпохи Московского царства – XV-XVII вв.
Основные представители: Кирилл Белозерский (1337-1427), Кирилл Туровский, Зиновий Отенский, Геннадий Новгородский, Серапион Владимирский, Максим Грек, Иосиф Волоцкий и др.
Основная особенность этапа: философия не представляла самостоятельной сферы исследования, а была как бы «разлита» во всей культуре. Философские идеи развивались в различных культурных источниках – летописях, былинах, богословских трактатах, нравственных поучениях, в хозяйственно-экономических сочинениях, в живописи и архитектуре.
2) Русская философия конца XVII-XIX вв. Светская философия – под влиянием православной духовности. Основные представители – И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Ф.М. Достоевский, Г.С. Сковорода.
Основные особенности этапа: В XVII-XIX вв. на фоне процесса вестернизации России появляются философские концепции, в которых осуществляется попытка возвращения русской философии на путь осмысления национальных основ ее жизни, выработки «русского пути» в философии. Данные концепции малочисленны и выбиваются из общего контекста философских настроений в России того времени. В образованных кругах преобладает прозападническое мировоззрение, русская аристократия некритически преклоняется перед всем западным – от бытовых традиций – до западной философии. Национальные традиции в философии, глубина русской культуры – все это в целом игнорируется и преобладает необоснованная точка зрения о культурной и научно-философской отсталости России. В данной связи, философские концепции А.Н. Радищева, А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Г.С. Сковороды и др. правомерно причислить к русскому философскому ренессансу, поскольку они тождественны по значимости с европейской философией эпох Средневековья и Ренессанса, в которых была возрождена античная философия и культура. В теориях и концепциях указанных мыслителей русская философия возрождается в своей национальной уникальности, основы которой были заложены еще древнерусскими философами.
3) Русская философия XIX-XX веков. Русская религиозная философия и философия русского космизма. Основные представители: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Л.П. Карсавин, А.А. Богданов, В.И. Вернадский, В.Ф. Эрн, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.
Основные особенности этапа:
1. Теория соборности на данном этапе становится идейной базой теорий общинности, коллективизма, всеединства, русского космизма, а также концепции русского социализма.
2. В рамках философии всеединства развивается персоналистическое направление. Персонализм раскрывается в диалектике личности и общества, что и составляет суть соборного всеединства вселенной.
3. Активно развивается гносеологическая линия, связанная с теорией цельного знания (синтез научного, философского и духовного видов знания).
4. Православная духовность определяет религиозную по сути направленность Русской философии на данном этапе.