пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Современная западная философия.

Современная западная философия представляет собой единое в своей метафизической определенности, но разнородное целое. Можно говорить о наличии четырех главных философских школ. В Англии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.

Феноменология - Феноменология как философское учение относится к неореалистской версии метафизики. Метафизические основы феноменологии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Основателем феноменологии в том виде, в котором она представлена в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах сознания и их смыслах. Сознание как идеальная реальность признается определяющим началом бытия, поскольку видение, смысл и значение объективного мира зависит именно от обработки его явлений в сознании. Сознание самостоятельно приписывает тот или иной смысл миру, т.е. фактически подчиняет мир себе. Это существенно рационалистическая позиция, характерная для одного из основных направлений новоевропейской философии (картезианство, немецкая классическая философия).

Сознание выступает как сущность, мир – как существование, вторичное и подчиненное начало (хотя феноменологии и не отрицают того, что сознание интенционально, т.е. направлено на предмет). Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Внешний мир необходимо "заключить в скобки", сделать так, чтобы объективный мир был "замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания (т.е. к феноменам; феномен - это в переводе с греческого то, что является; в рамках феноменологии феномен - это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль). В рамках данной редукции сознание сформирует специальное представление-репрезентацию, в той или иной степени правдоподобности открывающее смысл данного предмета.

Герменевтика относится к неономиналистской версии метафизики. Метафизические основы герменевтики нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Согласно неономиналистской теории мир понимается как сумма единичных вещей и сущностей, которые могут быть только описаны и прокомментированы. По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять (т.е. комментировать) людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Герменевтику определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, то или иное понимание текстов. Герменевтика как философская теория основывается на неономиналистской версии сущностного исследовательского подхода. В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются объекты, явления (семантические, логические, исторические, культурные и т.д.), а всякое возможное их описание является их существованием. Будучи теорией-репрезентацией действительности герменевтика предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных объектов. В данной связи, степень адекватности описаний, комментариев зависит от их случайного совпадения или же несовпадения с реалиями бытия объектов. Герменевтика предполагает ту или иную степень правдоподобности их описания. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического знания.

Аналитическая философия относится неономиналистской версии метафизики. Основные направления и этапы данной философии – позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Метафизические основы аналитической философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Аналитизм возник как реакция на засилье идеализма (неореализма) в английских университетах начала ХХ века. Для английских философов всегда была характерна приверженность к неономинализму в его различных проявлениях - эмпиризм и сенсуализм, материализм, конкретность, антисхоластичность. Аналитическая философия утверждает, что идеализм несостоятелен, он затрудняет ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и схемы, а факты действительности, которые необходимо так или иначе описать, прокомментировать, используя язык максимально четкий и ясный. Очевидно, что это актуализация неономиналистской версии сущностного исследовательского подхода. В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются факты, явления, а всякое возможное их описание является их существованием. Будучи теорией-репрезентацией действительности аналитизм предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта языковом описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных фактов. Вопрос состоит лишь в том, насколько это описание правдоподобно и ясно представляет действительность фактов.

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна "Логико-философский трактат". Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

•  Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком - это химера).

•  Есть только один мир - мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

•  Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

•  Смысл предложения выражает со-бытие.

•  Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

•  Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. "В мире,- пишет Витгенштейн,- все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...". Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

•  "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно". Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

•  Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

•  Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

•  Аналитизм претендует на достоверность данных описаний, в соответствии с чем одним из важнейших принципов неопозитивизма является принцип верификации (проверяемости). Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. Однако представителям аналитической философии приходится согласиться с тем, что философские принципы невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Поэтому постпозитивисты уже придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет "борьба за существование", схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и в той или иной степени правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории.

Постмодернистская философия относится неономиналистской версии метафизики. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, много сторонников постмодернизма также в США. Слово "постмодерн" означает после модерна. Французское слово "модерн" означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени.

Метафизические основы постмодернистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Постмодернистская философская теория основывается на неономиналистской версии сущностного исследовательского подхода. В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются объекты, явления, сам человек со своей безграничной и хаотической свободой, а всякое возможное их описание является их существованием, оторванным от сущности (репрезентацией). Поэтому постмодернисты выступают против общего в защиту единичного, индивидуального, против всего того, что сжимает человека в "объятиях тоталитаризма": жесткие логические схемы, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, критики авторитетов, интуитивизма, нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Будучи теорией-репрезентацией действительности постмодерн предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных объектов. В данной связи, степень адекватности описаний, комментариев зависит от их случайного совпадения или же несовпадения с реалиями бытия объектов. Постмодернистская теория предполагает ту или иную степень правдоподобности их описания. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического знания.

 

 


20.01.2014; 10:04
хиты: 230
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь