пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Сциентизм и антисциентистская философия.

Сциентистская философия – это направление в рамках западной философии XIX-XX вв. В данное направление входят философские теории, абсолютизирующие роль науки. Наука направлена на исследование явлений материального мира, т.е. единственно подлинной   реальности, с точки зрения номинализма (и его проявлений – материализма и эмпиризма). Согласной данной позиции сциентизма, можно определить все теории, входящие в него как основанные на номиналистской версии МСТ.

Позитивизм( см. в 50)

Марксизм(см. в 50)

Сциентистская философия была пронизана верой в неограниченную мощь науки и человеческого рассудка. Сциентизм отстаивал идею целесообразности и осмысленности исторического развития, возможности изменения природы, человека и общества с помощью науки. Научное мышление было пронизано оптимизмом. Однако, XX век показал «обратную сторону» научно-технической цивилизации, которая прежде всего стремится к военной экспансии.

В данной связи в  философской среде на рубеже веков возникла реакция против сциентизма, выразителем которой стали антропологические школы западной философии. Антисциентизм стремился ограничить возможности науки, поскольку именно в ней виделись причины всех бедствий человека и общества. Наука была объявлена враждебной человеку силой. Утвердилась идея о том, что подлинным бытием обладает только отдельный человек, причем человек, прежде всего, в его иррационально-чувственном аспекте.  Философские позиции школ развивались в рамках неономиналистской версии МСТ.

Метафизические основы антисциентистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Экзистенциализм – «философия существования».  Это влиятельная философская теория, истоки которой лежат в философии датского мыслителя 19 века Сёрена Кьеркегора.

Неономиналистская определенность данной теории проявляется в том, что единственно подлинной реальностью (сущностью) экзистенциализм объявляет отдельного человека, а внешнее бытие (социальное, природное, историческое) противостоит ему, как общее единичному.

Основные черты экзистенциализма:

- человек в поисках смысла (т.е. между жизнью и смертью, на грани самоубийства).

- абсолютизация свободы и ответственности человека.

- трагизм и страдания человека во внешнем мире (т.е. в сфере существования), чуждом смысла (сущности).

- Обоснование крайнего индивидуализма (в этой черте проявляется метафизический принцип отрицания всеобщей связи явлений). 

Психоанализ Фрейда:

Психоанализ Фрейда объявляет сущностью человека иррациональную (биологическую) сферу человеческой психики («Оно»), сознание («Я») и моральные нормы общества («Сверх-я») выступают в качестве существования и понимаются как враждебные по отношению к «Оно»   начала.

Принцип дуализма предполагает отрицание всеобщей связи явлений. Данный принцип был развит в философии иррационализма Ницше и Шопенгауэра.

Иррационалистская философия Ницше и Шопенгауэра основана на крайнем индивидуализме. В обществе принципиально не может быть единения, всеобщей связи людей, как социальных индивидов, поскольку одни рождены повелевать, другие – повиноваться. Между неравными людьми невозможно единение. Неравенство возводится иррационалистами в абсолют. Главное понятие в философии Ницше – воля к власти (у Шопенгауэра – воля к жизни). Воля к власти определяет суть любого поведения, всей общественной жизни. Отсюда происходит теория Ницше о «сверхчеловеке», обладающем от рождения максимальным уровнем воли к власти.

Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях.

Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.

Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии».

В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.

В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.

 

 


20.01.2014; 10:04
хиты: 115
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь