принадлежит к МСТ и является теоретическим продолжением средневекового реализма и новоевропейского рационализма. Основные представители: Гегель, Кант; Фихтэ, Шеллинг. Основные проблемы немецкой классической философии: познание, человек, проблема свободы и необходимости, история, государство.
Метафизические основы немецкой классической философии проявляются в принципе дуализма (разрыва между сущностью и существованием): характерен отход от объектной направленности (в центре – мир как объект) и переход к субъектной (в центре – человек как субъект). Принципиальное различие человека и природы в том, что человек причастен к Божественной Сущности (по факту наличия у человека рассудка), а природа– это сфера существования, не связанная с Сущностью (по факту отсутствия в природе рационального начала). Это означает акосмизм – сведение природы к фактическому ничто, небытию.
Кант утверждал, что мир не ограничивается своей материальностью. В каждой вещи он выделил две стороны – явление вещи («вещь для нас», феномен) и сущность вещи («вещь в себе», ноумен). Эти две стороны принадлежат к двум принципиально разным мирам – феномен – к миру необходимости, ноумен – к миру свободы (Бог, душа). Эти две стороны в вещах никак не взаимосвязаны и абсолютно отличны друг от друга. Кант разрывает сущность и существование. Мир, природа – это уже не личность, не субъект, а «театр теней», поскольку природные явления оторваны от Сущности, как источника жизни. Рассудок, анализируя чувственный опыт придает вещам тот или иной статус, определяет их место в природе. Но сущность предметов рассудочным путем раскрыть невозможно. Наука направлена исключительно на исследование внешних сторон предметов. Сущности же предметов при всей их индивидуальности должны быть причастны к чему то Единому - Единому Разуму. И эти сущности остаются непостижимыми для науки. Следовательно, наука исследует предметы вне их всеобщей связи, что полностью соответствует стандартам метафизической системы теоретизирования.
Гегель продолжил метафизическую линию Канта. Парадоксальность философии Гегеля состоит в том, что он это сделал в рамках своего диалектического учения, что определяет эклектический характер его философии. В основе диалектического учения Гегеля лежит идея о постоянном развитии духовной, природной и исторической сфер бытия. Это развитие происходит согласно трем диалектическим законам:
- Закон единства и борьбы противоположностей, как источника развития: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
- Закон отрицания отрицания. Данный закон Гегель применил к своему онтологическому учению. Согласно этому учению, первоначально существовала Абсолютная Идея (Мировой Дух), как некая абстрактная мысль вселенского масштаба, последовательно познающая сама себя. Абсолютная Идея согласно закону отрицания отрицания прошла в своем развитии три стадии (триада Гегеля):
1. Тезис: Абсолютная Идея лишена всякого конкретного содержания, существует до природы, вне пространства и времени как чистое мышление, логика, категории.
2. Антитезис: Абсолютная Идея порождает природу, как «свое иное» (природа – инобытие А.И.). Здесь в диалектику Гегеля «вклинивается» метафизика: природа лишена субъектности, личностного начала, жизни, поскольку представляет собой лишь инобытие Абсолютной Идеи, ее тень Поэтому Гегель утверждает, что развивается не природа сама по себе, а Абсолютная Идея в природе.
3. Синтез (отрицание отрицания-антитезиса, «снятие» противоречия): Абсолютная Идея воплощается в сознании человека и окончательно познает сама себя в нем (в культуре, религии, науке). Абсолютная Идея через культуру, религию, науку как бы возвращается к самой себе, но уже в новом качестве (вобрав в себя и природу и человека).Человек понимается в данном случае не как субъект-личность, а лишь инструмент Абсолютной Идеи в процессе ее самопознания. На Востоке свободен только один человек – деспот, у греков – все кто не рабы, у римлян свобода только в рамках права, у германцев свобода приобрела свое подлинное значение. Следовательно в прусской монархии Фридриха Вильгельма III «история остановилась» (метафизика), достигнув своей высшей цели. Вывод: Немецкая классическая философия является продолжением метафизического рационализма философии Нового времени. Рацио – первичное по отношению к природе и личности начало, единственный субъект бытия (сущность).
Основной парадокс немецкой классической философии – она началась с обращения к субъекту (человеку) и перешла к крайне антисубъектной философской позиции.
МОЕ! Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.
Она представлена философским творчеством:
— Иммануила Канта (1724–1804);
— Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);
— Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);
— Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);
— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.
1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.
2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:
— для Канта человек — нравственное существо;
— Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;
— Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;
— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;
— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.
3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:
— Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;
— Шеллинг — натурфилософию, онтологию;
— Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;
— Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;
— Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.
4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:
— диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;
— диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;
— Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух;
— Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;
— Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).