пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Натурфилософия античности.

Натурфилософия – попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.

Натурфилософия занимается естественно-научными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.

Различают следующие этапы развития философии:

1. Античная натурфилософия

2. Средневековая натурфилософия

3. Натурфилософия Нового времени

3.1. Натурфилософия XIX века

Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы, в частности милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ими рассматривались следующие основные проблемы:

· материя и ее (атомическая) структура,

· гармония (математическая) Вселенной,

· соотношение вещества и силы,

· неорганического и органического.

Каким образом представители милетской школы решали вопрос о субстанции мира, едином основании многообразия вещей? Фалес считал, что началом всех вещей, их субстанцией (т.е. то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь.

Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом. Анаксимен считал воздух началом, основой, субстанцией мира. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь -- ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен (около 560-480 гг. до н.э.) -- один из наиболее ярких представителей «метеорологической» традиции древнегреческой науки, в которой основные естественнонаучные проблемы (начала и структуры Космоса) решались по аналогии с метеорологическими. Написавший сочинение «О природе», возвращается от абстрактного к конкретному, физическому и берет в качестве первоначала всего сущего одну из четырех стихий - воздух. Анаксимен называет воздух беспредельным, то есть апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в её свойство. Все обилие стихий Анаксимен объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. «Подобно тому, - пишет он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют мир». Воздух владеет свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с остыванием, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. Он не отрицал богов, но считал, что «не богами создан воздух, а они сами из воздуха».

Обобщая взоры представителей Милетской школы, отметим, что философия у них возникает не как обычная рационализация мифа, а как определенный синтез мифического и эмпирического знания, знания и мудрости. На данной базе они пробовали дать целостную картину мира. «Первоначало» представителей Милетской школы, будь то вода Фалеса, воздух Анаксимена либо апейрон Анаксимандра, порождает (конкретно, как у Фалеса и Анаксимена, либо опосредованно, через «противоположности», как у Анаксимандра) все обилие имеющихся вещей, объемлет все сущее.

ЭЛЕАТЫ. Учением Гераклита было проведено различие в первоначале понятий "бытия" и "бывания". Под бытием понимали неизменное, статичное существование, а под быванием - существование преходящее. Для Гераклита бытие выступало только как видимость. Но существовала и противоположная точка зрения, согласно которой видимостью считалось бывание. Такая позиция была присуща элейской школе. Эта школа возникла в городе Элея в <<Великой Греции>>, представляющей со6ой совокупность колоний, которые были созданы древними греками на побережье Южной Италии и в Сицилии. Элеаты свое внимание сосредоточили на анализе понятия единого бытия. Основатель школы Парменид (540-470 гг.) утверждал: "Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует". Таким образом, согласно Пармениду, получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, но уже не в качестве небытия, а бытия, так как то, что существует, и есть бытие Любимый ученик Парменида Зенон (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать, что признание движения и множественности вещей существующими приводит к неразрешимым противоречиям. В своих апориях (логических затруднениях, противоречиях при разрешении проблемы), таких как "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела" и "Стадион", Зенон показал, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время - из отделенных друг от друга моментов.

 МОРГЕНАЛЫ. Первым, кто оспорил понимание первоначала либо как бытия, либо как бывания, был Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) из Агригента в Сицилии. Основу его учения составляет концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют "корни всех вещей". Четыре стихии у Эмпедокла, объединяясь, рождают вещи, а разъединяясь, разрушают их, сами при этом оставаясь неизменными. Две космические силы - Любовь (Дружба) и Вражда (Несогласие) o соединяют и разъединяют корни вещей.

 Идеи Эмпедокла воспринял и развил выходец из малоазиатского города Клазомены Анаксагор (500-428 гг. до н.э.), который почта всю свою жизнь прожил в Афинах. Он был согласен с Эмпедоклом в том, что все есть следствие процессов соединения и разъединения. Однако "четыре корня" Эмпедокла объясняют далеко не все многообразие бесчисленных качеств веществ. Это многообразие может быть объяснено "семенами вещей", которые делятся до бесконечности, не доходя до предела и сохраняя свое качество. Поэтому Аристотель назвал эти семена "гомеомериями" (буквально - "подобночастные", "части, качественно равные"). Сами гомеомерий мыслились Анаксагором как инертные, неподвижные частицы. Поэтому их движение обусловлено важнейшей по отношению к ним силой - "Нусом" (Космическим Умом), который и определяет порядок в мире.

 Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос атомизм. Левкипп (500-440 гг. до н.э.), родом из Милета, основал школу, ставшую известной при Демокрите (460-370 гг. до н.э.) из ионийского города Абдеры. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие "атом" (буквально - "то, что не делится").

 Следствием атомизма является признание существования лишь материальной субстанции, несущей в себе самой источник движения и в процессе этого движения порождающей чувственно воспринимаемый мир.

 ПИФАГОРЕЙСТВО. Одним из путей к идеалистической философии в Древней Греции было пифагорейство. Это название получила религиозно-философская школа, основанная Пифагором в 5 веке до н.э. в италийском городе Кротон. Пифагор называл своих учеников математиками, так как обучение в школе начиналось с учения о числах, которые рассматривались как сущности всех вещей. Большое значение придавалось единице как основе всех чисел. Единица выступала как священная монада, первоначало и основа окружающего мира Придание числу господствующего значения привело к абсолютизации числа, мистике чисел. Каждое число превращалось в самостоятельную, божественную сущность. Поскольку все в мире, согласно пифагорейцам, подчиняется числам, то познать мир - это значит познать управляющие им числа. С именем Пифагора связано также учение о странствиях души (метемпсихоз), согласно которому бессмертная душа, в результате первородного греха получившая телесную оболочку, чтобы искупить свою вину, вынуждена после смерти тела переселяться в другое тело.

 СОФИСТЫ. Во второй половине 5 века до н. э. с усилением власти демоса возникает движение софистов. Софист (буквально - "мудрец") - платный учитель мудрости и добродетели, под которой греки понимали не только нравственное совершенство, но также практичность, способность к ведению общественных и государственных дел. Такого рода знание и умение было необходимостью при тогдашнем демократическом споре, при котором каждый полноправный гражданин мог принять участие в народном собрании. Логическая доказуемость считалась основным свойством истины. Доказать значило убедить, уговорить. Это было важно в судебных заседаниях, дискуссиях, торговых сделках. В современном понимании "софист" - это интеллектуальный фокусник и мошенник, который строит ложные умозаключения и ищет выгоды от такой мнимой аргументации.

 Софисты, говоря о мире, в основном сосредоточили свое внимание на человеческом его восприятии. Единственной реальностью они признавали человека и его ощущения. Софист Протагор (480-410 гг. до н. э.) провозгласил: "Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют". А раз так, то у каждого человека своя истина. Значит все мнения людей, даже взаимоисключающие друг друга, будут истинными. Таким образом, Протагор ввел принцип относительности знаний, отрицал существование объективной истины. Однако среди одинаково хорошо обоснованных противоположных суждений сильнее окажется то, которое практичнее и больше отвечает требованиям жизни. Так Протагор обосновывал деятельность софистов, которые стремились не к истине, а к победе над своими противниками в споре или тяжбе.

 


20.01.2014; 10:04
хиты: 88
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь