Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.
Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах. Неизбежные пробелы в естественно-научных знаниях заполнялись при этом экстраполяцией уже известных фактов, основанной на принятой в данную эпоху научной картиной мира. В круг интересов натурфилософов попадали вопросы космологии, космогонии, строения вещества, сущности движения. Различные натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.
1. Эволюционная теория и её метафизические основания
Эволюционизм – научно-философская теория, основанная на неономиналистской версии МСТ (метафизической системы теоретизирования):
а) первичность материального начала
б) идея стихийности
Эволюция – предполагаемый процесс формирования всех современных видов флоры и фауны путём наследственных изменений и их проверку естественным отбором.
Естественный отбор – процесс и результат борьбы за существование, в которой побеждает сильнейший.
Принцип дуализма заключается в отрыве духовного от материального, также одна из сфер является первичной.
Законы природы – это продукты материи:
1. «Мир как универсум». В природе господствуют законы несовершенства. Она развивается хаотически, поскольку целей развития нет.
2. «Отрицание всеобщей связи»:
а) отрицание связи между материей и законами её существования
б) отрицание связи сознания и действительности → всякое знание имеет предположительный характер
Современная наука во многом опровергает основные принципы теории эволюции.
Гипотеза самозарождения жизни (по академику Опарину): «Жизнь – это сгущение молекул в единую систему».
Опровержения гипотезы:
1. Физическое опровержение: не обнаружено закона, по которому неживое превращается в живое. Сгущение молекул в единую систему противоречит двум первым началам термодинамики (реакции распада преобладают над реакциями жизни).
2. Химическое опровержение: проблема кислорода. Если бы первоклетка соприкасалась с кислородом, она бы окислилась и распала. Древние слои содержат огромное количество карбоната - следовательно, кислорода было много.
3. Генетическое опровержение: любая клетка функционирует на основе осмысленной генной информации. С точки зрения эволюционизма, генная информация должна была сложиться сама. В таком случае, она была бы бессмысленной.
4. Математическое опровержение: за 3 тысячи миллиардов лет может произойти 10120 событий. Чтобы сложилась клетка, нужно 10130 событий.
Гипотеза эволюционного развития.
По этой гипотезе должно существовать огромное количество природных форм с полусформированными органами, но таких форм не обнаружено. Самое интересное, что переходные формы меньше всего приспособлены к жизни. Следовательно, естественный отбор забраковал бы такие полусформированные организмы.
Проблема отсутствия эволюционных цепочек.
За 150 лет теории эволюции исследовано 250 000 ископаемых животных, но ни одной полной эволюционной цепочки так и не обнаружено.
Проблема кембрийского взрыва жизни.
В докембрие не обнаружено предков.
Проблема эволюционного метода.
1. Роль естественного отбора сугубо пассивна.
2. Каждый из современных видов произошёл путём уничтожения предыдущих. Но по принципу Гамильтона в природе всё идёт с наименьшей затратой сил. Таким образом, природа могла бы пойти по другому пути – каждый вид возник бы по отдельности.
Принцип развития.
Эволюционисты рассматривают развитие метафизически (односторонне). То есть, преобладает изменчивость видов. Однако некоторые виды развиваются неустойчиво (например, жук-бомбардир).
2. Креационная теория и её диалектические основания
«Креацио» - сотворение. Креационной теории придерживались М.Планк, Э.Шрёдингер, А.Эйнштейн. В креационизме проявляется основная идея диалектики: идея единства бытия – единства духовного и материального, сущности и существования. Материальный мир (сфера существования) понимается как воплощение (отражение) духовных явлений сущности. Н: живая клетка – это материальное существование духовной сущности (закона обмена веществ).
Материальный мир существует только благодаря причастности к этим логосам (законам и идеям). Н: закон всемирного притяжения, закон фотосинтеза. Поскольку материальный мир – это воплощение законов и идей, он отражает совершенство этих логосов. Мир понимается как космос – совокупность совершенства.
Природное совершенство.
1. Согласно креационной теории, все основные виды живых существ изначально были созданы совершенными – со всеми приспособлениями для жизни.
2. Антропный принцип – Вселенная устроена специально “под жизнь”. Аргументация – все параметры Вселенной рассчитаны тонко и точно, а не хаотично:
- физическая реальность – рассчитаны параметры основных веществ
- химическая реальность – все основные стихии (земля, вода, огонь) рассчитаны “под жизнь”. Вода – уникальный растворитель, проводит обмен веществ на уровне ионов, сохраняет структуру белка. Состав земной атмосферы оптимален для жизни.
- астрономическое проявление – параметры Земли также рассчитаны очень точно (оборот вокруг своей оси, угол наклона, удалённость от Солнца).
Таким образом, все параметры Земли совершенны. Этот факт подтверждает основную идею креационизма – «Мир создан Богом и несёт в себе “отпечаток Божественного совершенства”».
3. Принцип ВСЯ (всеобщей связи явлений) – в материальном мире всё взаимосвязано на основании логосов (моральные, правовые законы).
4. Принцип развития – в мире всё развивается. Источником развития является диалектическое противоречие между духовным и материальным (логосы и их воплощение). Это противоречие лежит в основе материальной жизни.
Таким образом, креационизм основан на идеях диалектики.