пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Идейная история диалектики.

Диалектика – это древняя фил учение. Была основана на главной фил идее: если мир существует, следовательно, есть первопричина бытия.

Архэ – превопричина бытия, выступает одна из земных стихий, обеспечиве всеобщую связь.

1) Божественное и природное начало Архэ→мир

Источник более разумен, если мир разумен.

теория Аноксогора Нус.  Архэ→бог→товарищ бытия→разумное начало.

Современная наука подтверждает факт, что вселенная является тончайшим образом настроенной средой, все параметры подобраны под жизнь.

Вероятность складывания случайно такого баланса  = 10-53.

2) Нравственное: если творец имеет нравственные качества, то  и мир тоже нравственен.

3) Имеет идеальную природу, не материальная. Данная позиция имеет обоснование в современной науке, в основе материального качества лежит закон, идея.

4) источник всеобщей связи: все организовано в единстве на основе логоса (законов, идей).

В физическом мире все связано на основе логоса: закон всемирного тяготения, генетическая наследовательность, правовые законы.

Вырабатывается идея логизма: в основе всякого материального лежит логос:закон или идея.

Сформулирован главнй принцип диалектики: это принцип единства бытия (архэ и мира, сущность и существование).

Диалектичный сущностный подход:

Существование (мир) – это отражение сущности (архэ), предполагает наличие опосредованного звена (логоса, законов и идей).

ИДЕЯ→художник(опосред звено)→картина (сущ-е)

Антологичекая фор-ла диалектики:

сущность(архэ)→логос(опосред звено)→сущ-ние (мир)

Существование в своей мере отдельно и в свое время едино – это диалектическая единство противоположностей.

Диалект противополож – это единство противоположности сторон, взаимнопредполагающие и исключающие друг друга (душа и тело).

Поскольку Д.П. лежит в сердцевине бытия, постольку все в мире противоречиво.

Диалектика стала основой диалектической сис-мы териотезирования.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Это идея Первоисточника (Первоначала) бытия. Согласно принципу причинности (детерминизма), являвшемуся основой философского сознания древних греков, любое явление мира подчинено закону причинно-следственных связей. «Беспричинных» вещей и явлений не бывает. Но также и мир в целом из «ниоткуда» появиться не мог – он должен иметь свою Причину. Об этой причине и первоисточнике бытия свидетельствовала вся древнегреческая мифология, которая была по своей сути своеобразным переходом «от Мифа к Логосу» (т. е. от художественно-символического миропонимания к научно-философскому). Философскую идею о том, что источником мира является некое Единое начало (в греческом языке это понятие звучит как «архэ», в латинском – «субстанция», в русском – «сущность»), определяющее единство всего в мире (всеобщую связь явлений), высказали основатели диалектической философии Фалес, Анаксимандр, Гераклит и Анаксимен. Согласно убеждениям первых греческих натурфилософов, Архэ имеет материальную природу и предстает в качестве той или иной стихии (вода, огонь, воздух, «апейрон»). Но эти стихии в их философии имеют черты Высшей реальности, Первобытия. В мысли Фалеса Вода как источник всего – это вовсе не явление повседневной жизни, а «Божественная и разумная» стихия; Апейрон Анаксимандра – это абсолютное начало бытия, которое «всё объемлет и всем правит»; Огонь Гераклита как источник всего – это Логос, или «огнелогос» – Божественный закон. Таким образом греческая мысль пыталась объяснить источник разумного и законосообразного устроения космоса, в котором всё глубочайшим образом взаимосвязано на основании закона всеобщей связи явлений. В дальнейшем древнегреческая философия отошла от материального понимания Архэ. Уже в философии первого афинского мыслителя Анаксагора Архэ понимается двойственно – в качестве единства противоположностей Вселенского Разума («Нус» – «Ум») и «гомеометрий» («подобочастий» – материальных основ бытия). В теории Аристотеля наивысшего развития достигает идея Нуса как источника бытия, определяющего всеобщую связь, развитие и единство мира. Данная идея стала основой античной диалектики, которая впоследствии развилась в мощное философское направление, определяющее собой суть целых эпох в философии и науке. Именно в творчестве великого Аристотеля античная диалектика достигла наивысшего теоретического уровня развития. Он определил и разработал важнейшие диалектические идеи, раскрывающиеся в категориях совершенства, всеобщей связи, диалектического противоречия как источника развития и т. д. Особенно важным для развития диалектики стало понимание Аристотелем совершенства как оформления полноты бытия. Совершенство предстает в его философии в качестве основного императива и, в то же время, естественного состояния космоса (как в целом, так и в его частных формах, например, человеческой). Каждая вещь стремится к своей полноте (законченности), движимая императивом совершенства.

Диалектика получила новый мощный импульс развития в средневековой византийской философии, когда она, в отличие от аристотелевского прочтения, приобрела принципиально креационный характер (стала разрабатываться на основе идеи сотворения мира личностным Богом). Затем

диалектические идеи византийцев были восприняты русской философской традицией (от иноческого «любомудрия» Древней Руси – до русской философии Серебряного века). Именно здесь диалектика вышла на высочайший уровень своего развития.

В византийской философии диалектика была развернута выдающимися византийскими философами, канонизированными православной церковью – Василием Великим, Иоанном Дамаскиным, Григорием Паламой, Симеоном Новым Богословом, Григорием Нисским, Григорием Богословом, Максимом Исповедником и другими. В их мысли аристотелевские стандарты единства духовного и материального, полноты диалектического противоречия, диалектики развития, диалектики совершенства и другие получили глубочайшее раскрытие в соответствующих диалектических идеях. Согласно философии византийцев, Сущностью мира является Бог как Первореальность, существующая вне сотворённого бытия. Он является Источником жизни мира и природой всех вещей (не в пантеистическом понимании). Сотворенное бытие существует только благодаря своей причастности явлениям Божественной Сущности – энергиям, логосам. Бог постижим исключительно в Своем энергийно-логостном проявлении.

Проанализируем основы учения византийской диалектики о Первоначале (Сущности) бытия.

Сущность бытия является разумным, а не стихийным («слепым») Началом. Почему мир устроен разумно? Очевидно, что в основе его – Разум, гармонично устроивший мир. Гармония (совершенство) мира проявляется

в тончайшем расчете всех параметров вселенной. Эта идея полностью подтверждается данными современной науки, в рамках которой идет активная разработка антропного принципа, согласно которому вселенная является точнейшим образом настроенной средой,

Сущность является нравственным и личностным, а не безличным Началом. Человек является образом данного Начала как Прообраза. Человек разумен, его дух имеет личностную и нравственную основу. Согласно закону достаточного основания образ не может быть выше по своему статусу, чем прообраз, следовательно, данное Начало является Личностью высшего порядка. В свою очередь, нравственные понятия в сознании человека, способность к любви – это отражение соответствующих черт Сущности.

Сущность идеальна (духовна), а не материальна. Как свидетельствует современная наука, материальный мир существует на основе идеального начала. Например, качество простых (атомарных) веществ определяется числом свободных электронов на орбите ядра, качество сложных (молекулярных) – структурой молекулы. В основе числа электронов и структуры молекулы лежит математический расчет, т. е. идеальное начало. Информация, содержащаяся в ДНК, нематериальна. И именно эта нематериальная информация определяет структуру белка, т. е. материальное качество той или иной формы жизни. Молекула ДНК (хромосома) представляет собой целую «книгу», написанную «словами» (генами), состоящими из четырех «букв» – нуклеотидов. Эти «буквы» целенаправленно (не случайно!) складываются в конкретные генные комбинации («слова»). Информация с ДНК переносится на белок, что задает его структуру и функцию в организме. Эта осмысленная информация ДНК делает возможным возникновение и функционирование организма.

Чувства, совесть и мысли человека тоже не материальны, т. е. не являются материальным продуктом сердца или мозга, как желчь является материальным продуктом печени (нельзя задать такие вопросы: сколько килограммов в вашей совести, какова длина вашей мысли). Но чувства, совесть и разум определяют материальное (и не только материальное) поведение человека, его жизнь.

Сущность определяет всеобщую связь явлений в мире посредством действия единых разумных законов и идей (логосов). Логосы представляют собой особую сферу бытия, связующую всё в материальном мире. Эта идея выдающихся византийских диалектиков подтверждается действительностью. В каждой из сфер бытия действуют особые законы и идеи, объединяющие между собой сферные элементы. Так, в рамках физического мира действуют законы всемирного притяжения, электрического взаимодействия и другие, которые имеют всеобщий характер и связывают материальные явления и объекты. В биологической сфере действует закон генетического наследования, являющийся основой взаимодействия представителей одного вида, закон обмена веществ, связывающий живую клетку или организм со средой. В социальной сфере действуют моральные, религиозные, правовые законы, объединяющие людей в общество. Логосы как идеи также являются основой всеобщей связи. Все объекты бытия представляют собой сложнейшую иерархию структурированных и воплощающихся идей. Так, имеется общеродовая идея живого существа, соединяющая между собой представителей земной фауны. Данная идея структурирована в родовых идеях млекопитающего, птицы, рептилии, которые воплощаются в своих видовых представителях, связанных между собой на основе общих признаков каждой родовой идеи.

Идею о существовании единых разумных законов бытия высказывали ещё античные философы. По-гречески закон звучит как «логос», поэтому она получила название идея логизма. Впервые логизм обосновал в своем учении один из выдающихся диалектиков античности Гераклит Эфесский. Он утверждал, что в основе мира лежит Логос – Божественный закон. Византийскими диалектиками логизм был развернут в учение о сотворении мира Логосом (уже не как безличным законом, а как второй Ипостасью Пресвятой Троицы) посредством частных «семенных» логосов. Для логизма характерно признание двух сфер бытия – духовно-разумного основания мира (явлений Сущности) и самого материального мира (существования).

В рамках идеи логизма был разработан главный принцип диалектики – принцип единства бытия (единства духовных явлений Сущности и их материальных воплощений), на основе которого формулируется диалектический сущностный подход. Согласно данному подходу, существование (материальный мир) – это воплощение (отражение) несотворённых явлений Сущности (энергий и логосов). Существование в своей мере отдельно от Сущности и в своей мере едино с Её явлениями. Данное отношение представляет собой диалектическое противоречие (единство противоположных сторон, взаимно предполагающих и исключающих друг друга в различных отношениях). Отдельность Сущности и существования определяется их разноприродностью (духовная Сущность и материальное существование). Бытие Сущности ни в каком отношении не определяется материальным миром. Единство их состоит в том, что материальный мир существует только в своей причастности к Сущности посредством Её несотворённых явлений, он не имеет собственного источника бытия, хотя и представляет собой отдельную его сферу. Диалектика (диалектическое противоречие) явлений Сущности и явлений существования находится в самой «сердцевине» земного бытия, поэтому всякий его объект «несёт на себе печать» этого первичного противоречия.

Диалектика стала основой диалектической системы теоретизирования (ДСТ), в которую входят все научные теории, исследующие мир с точки зрения принципа единства бытия (единства Сущности и существования) и важнейшего производного от него принципа всеобщей связи явлений.

 

 


20.01.2014; 10:04
хиты: 102
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь