пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Магистратура псих.конс.:
» 4.Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип.
» 2.Основные методологические принципы психологической науки. Методы психологиче-
» 13. Понятие общения. Структура и мотивация общения
» 15. Возрастные периодизации психического развития. Проблема ведущей деятельности
» 19. Принципы и правила психологического консультирования.
» 20. Этические аспекты психологического консультирования. Границы этической и про
» 21. Основные этапы психологического консультирования.
» 22. Вербальное и невербальное общение в психологическом консультировании.
» 6. Проблема развития мышления и интеллекта. Теории интеллекта и его диагностика.
» 1. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
» 2.Основные методологические принципы психологической науки
» 3.Проблема сознания в психологии. Понятие и структурно-содержательные компоненты
» 5.Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания. Культу
Магистратура:
» 1.Предмет и задачи дифференциальной психологии
» 2. Этапы развития дифференциальной психологии
» 3. Общая характеристика методов дифференциальной психологии. Методы изучения дин
» 4. Источники индивидуальных различий: среда и наследственность.
» 5. Понятия индивида, личности. Понятие интегральной индивидуальности
» 6.Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперам
» 7.Черта личности как устойчивый способ поведения. Способы выявления черт
» 8.Типологический подход в дифференциальной психологии. Достоинства и ограничения
» 9.Теории способностей. Понятие способностей, их состав и структура. Способности
» 10.Исследование интеллектуальных способностей. Теории интеллекта
» 11. Понятия одаренности и гениальности. Талант и гениальность
» 12.Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол
» 13.Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
» 14.Профессиональные типологии. Профессиональные интересы и их диагностика. Класс
» 15. История психодиагностики. Основные понятия. Предмет и задачи психодиагностик
» 16. Тест как основной инструмент психодиагностики. Понятие методики, теста. Функ
» 17.Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Валидность
» 18. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА
» 20. Основные этапы обработки результатов диагностики. Правила оформления резуль
» 21.Профессионально-этические нормы работы психодиагноста
» 22.Особенности использования проективных методов
Психологическая помощь.:
» 1. Понятие о психологической помощи: определение, содержание, цели и задачи оказ
» 2. Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «псих
» 3. Общая классификация видов психологической помощи, критерии выделения видов,
» 4. Теоретические подходы в психологической практике: теория консультирования, те
» 6. Значение личности специалиста в процессе психологической помощи. Этика в деят
» 7. Принцип полового диморфизма при оказании психологической помощи.
» 8. Эффективность психологической помощи: факторы, критерии оценки. Профессиональ
» 9. Общие вопросы организации психологической помощи в образовательных учреждени
» 10. Особенности психологической помощи детям младшего школьного возраста и их ро
» 12. Особенности психологической помощи детям среднего школьного возраста и их ро
» 13. Особенности психологической помощи юношам и девушкам. Работа с педагогами ст
» 14. Психологическая помощь студентам и их родителям. Сопровождение деятельности
» 15. Понятие психической (психологической) травмы
» 16. Последствия травмирующих событий и кризисов: ближайшие и отдаленные чувства
» 17. Этапы реакции на травму и кризис: после кратковременного травмирующего событ
» 18. Модели механизмов психической травмы: психологические, физиологические, биох
» 19. Возрастные особенности реакции на травмы и кризисы.
» 20. Принципы кризисной интервенции.
» 21. Этапы (схема вмешательства) кризисной интервенции. Сравнение этапов
» 22. Методы кризисной психологической помощи (индивидуальной и групповой).
» ордгшщг
» ьььььььь
IV семестр (экзамены):
» методы обуч.псих.
» формы проверки знаний при обучении психологии
» ВИДЫ проверки знаний при обучении психологии
» взаимодействие учит.и уч.; оценка и отметка
» ученик как субъект уч.деят.
» урок и уч.ситуации; урок и эм.состоян.школ.
» принципы преподавания; урок психологии
» Обоснование научного содержания курса «ПСИХОЛОГИЯ В школе»
» 1,2,3 (предмет,цели,задачи;актуальность;этапы вхождения)
» требования к разработке учеб.программ по псих.
» псих.особ.общения лектора с ауд.
» игра как форма и метод обуч.
» метод наглядности; технические средства в преподав.
» дидакт.функции таблиц,схем и граф.в обуч.психологии
» сущность деловой игры
» самостоятельное изучение лит-ры, подгот.студентов
I семестр:
» Гуманистическое, аналитическое и пов.направления
» 1,3,4,5,8,9,10,11,14,26 вопросы
» педагогика
» понятие,виды,принципы и мифы
» круглый стол
» индивидуальное - психологическое консультирование
» интерпретация
» конфронтация
» самораскрытие
» техники вопроса
» неврбалка
» верб. и невербальное общение консультанта
» обратная связь

11. Понятия одаренности и гениальности. Талант и гениальность

Все ранее перечисленные факторные модели интеллекта очень мало затрагивают наиболее насущную проблему дифференциальной когнитологии ‑ науки о генезисе креативности (творческих способностей, одаренности, гениальности человека), проблему одаренности. Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант ‑ то, что может».

По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно "влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Карлейлю, гениальность ‑ это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю ‑ это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду ‑ это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.

Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены (19). Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия (по 19). Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а из начальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.
К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности (2).
1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы. 

2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).
3. Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» ‑ способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.
4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.
Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление

Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. 

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических героев, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные люди в каком-то виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.
  Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.

Исследования показали, что наиболее талантливые — индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье талантливыми могут стать один-два ребенка.


27.07.2014; 23:15
хиты: 143
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь