В духовной культуре украинского народа XIV — XVI вв. ведущую роль продолжала играть православная церковь. В Великом княжестве Литовском отношения православной церкви и княжеской власти складывались не так, как в предыдущую эпоху. Тогда князь поддерживал православную церковь и духовенство. Опека над церковью была для них делом чести. Каждый князь по возможности строил храм. Таких князей было мало в Великом княжестве Литовском. После татаро-монгольского нашествия резиденция митрополитов киевских оставалась к разрушенном Киеве. Но фактически с конца XII в. Они перебрались сначала во Владимир-на-Клязьме, а со временем в Москву. Однако официально Киев продолжал оставаться центром митрополии. Фактическое переселение киевского митрополита поставило Галицко-Волынское княжество перед необходимостью создать свою митрополию. Так была создана Галицкая митрополия, которая в конце XIV в. ликвидировалась, и Киевская митрополия стала снова единой. Борьба Литовского и Русского княжества за господство в церковной сфере привела к расколу Киевской митрополии. Православная церковь в Украине продолжала оставаться под управлением Константинопольского патриарха. Особую активность на Украинепроявляли монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Они вели широкую пропагандистскую, миссионерскую дея-сть в городах. По условиям Кревской унии католическая церковь заняла господствующее положение в Литве. Таким образом православное духовенство подвергалось притеснениям — его заставляли платить налоги, запрещалось строительство новых церквей, ограничивались богослужения и т.п. национальное угнетение украинского народа усугублялось религиозным.
Реформация — социально-политическое движение против феодализма в Западной Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.