пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Орнаментальный стиль в прозе

Первая треть ХХ века в русской литературе стала

периодом разнообразных художественных экспериментов, и особенно заметно

они проявлялись на уровне формы. Новояз футуристов, сказ, фрагментарная и

монтажная проза, теоретическое осмысление художественной формы

формалистами, - все это свидетельствовало не только об интенсивном поиске

новых способов изображения действительности, но и о ее полном

переосмыслении, о попытках запечатлеть принципиально новое

мироощущение. На общем фоне достаточно ярко выделялась так называемая

«орнаментальная проза», которая сразу же, в рамках текущего литературного

процесса была отмечена в критике и получила осмысление в трудах

литературоведов. Уже в 1929 г. В.Шкловский в книге «О теории прозы»,

посвященной «целиком вопросу об изменении литературных форм», описывает

прозу Андрея Белого как «орнаментальную», с «укрепленным метафорическим

рядом», сложными связями между несколькими смысловыми планами и

ослабленным сюжетом, связывая ее появление с ощущением того, что «старая

форма не пружинит». Еще раньше Ю. Тынянов рассматривал аналогичное

явление как одну из форм сказа - «высокого, лирического», замечая, что эта

разновидность сказа «делает ощутимым слово», «придвигает к нему

читателей». В этот же период наметился и круг авторов, которых традиционно

считали «орнаменталистами»: А.Белый, Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, Б.А.

Пильняк.

Само слово «орнамент», к которому восходит понятие «орнаментальность»,

применительно к явлению литературы из-за своей метафоричности и широты

породило некоторую размытость критериев, опираясь на которые можно было

бы с уверенностью отнести к орнаментальной прозе то или иное литературное

произведение. Изначально «орнаментальное слово» или орнаментальный образ

ставились в оппозицию к нарративному, «точному слову». C самого начала в

литературоведческой практике орнаментальность мыслится как эстетическое

слово в оппозиции к слову прагматическому. При этом эстетическими

смыслами нагружено само слово – во всем множестве значений его содержания

и формы. Это делало естественным соотнесение орнаментального и стихового

слова. Такой подход породил литературоведческую традицию изучения и

интерпретации орнаментальной прозы как прозы стиховой (концепции

Д.С.Лихачева, Н.А.Кожевниковой, А.Л.Новикова, В.Шмида, М.М.Голубкова и

д.т.). Рассмотрение орнаментальной прозы как поэтической, выделение

«поэтизированности» как главного критерия породило то, что к этому явлению

стали причислять самый широкий круг авторов: М.Горького, Вс.В.Иванова,

М.А.Булгакова, И.Ильфа, Е.Петрова, И.Бунина... Кроме того, в отдельных

исследованиях еѐ стали смешивать с другими прозаическими формами, 4

 

близкими к поэзии: с лирической и ритмической прозой, прозой с насыщенной

изобразительностью.

В указанных концепциях орнаментальную прозу рассматривают локально,

безотносительно к литературному процессу в широком смысле этого слова.

Тем не менее, возникновение орнаментальных структур в разные исторические

периоды – в древнерусской литературе, в литературе первой трети и конца ХХ

в. – позволяет предположить продуктивность типологического подхода к

данному явлению и рассмотрения орнаментализма как художественного стиля.

При этом необходимо учитывать специфику понятия «стиль». Зародившись в

рамках нормативной эстетики, стиль изначально связывался с лаконичностью и

ясностью формы и противопоставлялось манере с ее эстетической

вычурностью и избыточностью. Тем не менее, понимание стиля как

«объединяющего эстетического принципа структуры всего содержания и всей

формы произведения» (по Д.С. Лихачеву) дает нам возможность рассматривать

в его рамках и такие насыщенные изобразительностью с точки зрения формы

явления, как орнаментальная проза.

Рассмотрение орнаментальной поэтики в контексте понятия стиля дает

возможность взглянуть на орнаментальность как на целостное и типологически

определенное явление и, сопоставив его черты на разных этапах литературного

процесса, позволяет выделить ядро стиля – т.е. конструктивные элементы

орнаментализма, связанные с определенными этико-эстетическими задачами

художника, содержательно формирующими его именно как явление стиля. Это

дает возможность выделить орнаментальный стиль из ряда внешне сходных

литературных фактов и позволяет объяснить механизмы его воспроизведения в

разных исторических и культурных ситуациях.

1. Орнаментальная проза – один из стилей русской литературы. Анализ

обширного литературного материала позволяет увидеть, что орнаментализм

формирует целостность литературной формы на разных уровнях ее

организации как определенное стилевое единство, связанное с определенными

творческими задачами писателя.

2. Целостность орнаменатальных произведений обеспечивается

конструктивными элементами орнаментального стиля, ярко ощутимыми на

уровне структуры художественного образа: это кубистический принцип

(децентрированность образа, соединяющего в себе разнородные элементы и

явления) и «прибавочный» (поэтический) элемент, создающий новые над-

смыслы и целостность образа. Это связанные между собой механизмы,

создающие ситуацию остранения слова, образа и изображаемых элементов

действительности. При этом указанные способы остранения являются

типичными для принципов функционирования орнаментального стиля на всем

протяжении его существования – от древнерусской литературы до литературы

второй половины ХХ в.

3. Единство способов остранения позволяет, в свою очередь, создать и

целостность художественного мира, интегрирующую все его аспекты. При этом

обращает на себя внимание тот факт, что орнаментальный стиль, возникая в

нескольких эпохах литературного развития, непременно опосредует то

экспрессивность средневековой культуры, то концептуальное начало авторской

субъективности ХХ в., порождая методы реализации этой субъективности.

4. Ядро орнаментального стиля (иначе принцип орнаментальной прозы)

составляют в том числе доминанта ярко ощутимой формы, стремление

преодолеть границы традиционного мимезиса. Отражая на уровне внешних 6 

 

 


15.01.2014; 22:35
хиты: 239
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь