пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе 20-50.

Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был Вальтер Скотт, хотя он имел предшественников (например, Мария Эджуорт). Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор ГюгоФенимор Купер,Алессандро МандзониГенрих КлейстАлександр Дюма-отецЛион ФейхтвангерХуан Тафур в русской литературе — Александр ПушкинМихаил ЗагоскинИван Лажечников, в советской — Юрий ТыняновАлексей Николаевич ТолстойСергей Сергеев-ЦенскийВасилий ЯнВалентин ПикульДмитрий БалашовБулат ОкуджаваЮрий ДавыдовВладимир Буковский и др.

Петр 1 это роман из 3х книг. В первой (1930) описаны события русской истории конца 17 века. Толстой писал о замысле : характеристика унылого и бездарного времени правления Натальи Кирилловны. И Петр весь в потехах, в наслаждениях и влияниях. Я хочу тронуть все слои, купечество, раскольников, разбойничью Русь и начала пролетариата (Тульский завод Льва Кирилловича) и т.д. Далее – 6 глава Азовские походы, 7 – Петр в Голагдии, 8 – последний стрелецкий бунт и казнь стрельцов. На этом оканчивается 17 век, рухнувший грудой ветхих и пыльных обломков.

Вторая книга окончена в 1934. В ней начало гос.деятельности Петра, основание Питера, первые события Северной войны.

3 часть своей трилогии: «3 книга – самая главная часть романа о Петре. В ней будет показана законодательная деятельность Петра 1, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество того времени. Будут даны картины не только русской жизни, но и запада того времени – Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил перд собой, приступая к роману, будут осуществлены главным образом в этой части».

Завершаться эпопея должна была опсианием событий Полтавского сражения. Но он доиписывал во время Великой Отечественной. Начиналась работа во время революции.

Петровское время – один из самых сложных периодов русской истории. До революции и в науке, и в искусстве о нем существовали самые разные мнения. Для Толстого работа над книгой не ограничивалась только установлением истины, он нацеливался давно, еще с начала февральской революции, «я видел все пятна на его камзоле», но Петр торчал загадкой в историческом тумане. Начало работы над романом совпадает с началом осуществления пятилетнего плана. Это вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки, переработка своего художественного мироощущения. Истоия стала раскрывать нетронутые богатства.

Работая над историческим произведением Толстой ставил современные задачи: несмотря на различие целей эпоха Петра и наша эпоха перекликаются буйством сил, взрывами человеческой энергии и воли, направленной на освобождение от иноземной власти. В центр исторического романа была поставлена деятельность русского государства в переломную эпоху. В квартире Толстого несколько книжных шкафов было заполнено материалами об эпохе Петра. Труды историкв разных стран и периодов, дневники и переписка современников и соратников Петра, худпроизведения, подлинные документы тех лет и тд.

Кроме изучения истории о Петре Толстой перечитал множество худ.произв (пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок)

В цетрн романа сложна, противоречивая фигура Петра – великого русского царя, преобразователя, строителя и воина. Он решительно бролся с вековой отсталостью русского государства, стремясь установить контакты с развитыми европейскими странами. Еще прижизни оценка его деятельности – премет споров.

Пушкин: Достойно удивления:разность между государственными учреждения Петра великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и псианы кнутом. Первые для вечности ил будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовлатсного помещика».

Толстой усвоил этот диалектический взгляд на великого царя. Отдавая должное его гос.мудрости и энергии, он не идеализировал Петра. Русская история в книге Толстого предстает вереницей живых, осязаемых, чувствуеных картин, глубоко задевающих ум читателя. Жестоака сцена казни женщины по горло в земле дает яркое представление о том, с какм фантамизмом и дикостью приходилось бороться с Петром. Развертывается жизнь Петра от ранней молодости, когда его мальчиком вырвали из рук Артамоно Матвеева и зрелых лет, когда он прорубал окно в Европу. Мы видим Петра на голландских верфях с топором в руках, в спорах с боярами, во главе русских войск, в святочных забавах. Борец за прогресс и славу российского государства во всем многообразии своей деятельности предстает он перед нами на стр.романа.

Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящем многие реалии той эпохи. Роман в высокой степени достоверен.он не только о Петре, но и о времени, о народе. Одна из главных худ.задач была показать творческий гений русского народа, его выдающуюся роль в преобразованиях начала 18 в. Петр лишь одно из проявлений этого гения. Простые люди: свободолюбивый Федька Умойся Грязью, изобретатель Кузьма Жемов, один из первых создателей летательного аппарата, строители Осип и Федор Баженины, оружейники Воробьевы, живописец Андрей Голиков.

Особая задача – фигура Александра Меньщикова. Бывший торговец пирожками, благодаря уму, энергии становится одним из 1ых лиц в государстве.

Преобразования Петра и тесные связи с Европой принесли множество иностранных слов. +славянизмы, варваризмы для характеристики персонажей

Толстой показал движение исторического процесса, борьбу старого и нового, процесс распада прошлого и рождение будущего.

Действие романа происходит в далеком прошлом, предписания социалистического реализма не оказали на произведение существенного влияния. Его художественный потенциал в целом не снижен заданностью и фальшью, хотя отдельные реминисценции и особенно марксистские примечания Толстого к роману рассчитаны на идеологизированного читателя.

Развиваясь в общем русле национального литературного процесса, этот жанр, пропагандируя идеи национального единения, политической и социальной консолидации, сопротивления внешней угрозе, патриотизма, способствовал обогащению идейно-эстетического контекста литературы, обновляя собственную поэтику новыми художественными формами. Он показал себя как один из наиболее новаторских, интенсивно развивающихся, типологически продуктивных, во многом определив ´лицоª словенской прозы ХХ, а теперь уже и XXI в.

параллель между петровской эпохой и большевистской революцией должна была теперь заключаться не в утверждении жестокости и бесплодности того и другого, а, напротив, в доказательстве их исторической прогрессивности. Именно эта идея была положена в основу главной книги А. Толстого - романа "Петр Первый". Начиная "Петра Первого", автор его исходил не из идей "Войны и мира" и незавершенного толстовского романа о Петре. Отправной точкой были для него совсем иные идеи. "Начало работы над романом совпадает с началом осуществления первой пятилетки. Работа над "Петром" для меня прежде всего - вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски", - писал А. Толстой, окончив первый том романа и приступая ко второму. "...Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости" 

Легко заметить, что такая навязанная "вхождением в историю через современность" апология петровской эпохи ничего общего не имела с представлениями Льва Толстого об исторической необходимости. Что именно понимал Алексей Толстой под "марксистским восприятием" истории? В 1929-1930 гг., когда он писал первый том романа, носителем марксистских идей в историографии считался еще М. Н. Покровский; важнейшими понятиями этой историографии были идеи классовой борьбы и экономического материализма. Алексей Николаевич откликнулся на обе эти темы. Уже в одной из первых глав "старик посадский" понимал "великодушного казака Разина" и заявлял: "Вунтовать надо нынче, завтра будет поздно" (*). Последние слова подозрительно напоминали известное заявление Ленина накануне Октября,

Отдал автор "Петра" щедрую дань и концепции Покровского о царской власти как "торговом капитале в шапке Мономаха", "Его выдвинула буржуазия - говорил А. Толстой о Петре в беседе 1933 года. - ...Русский торговый капитал и начинающийся промышленный капитал" (*). "Иноземцы, бывавшие в Кремле, говорили с удивлением, что не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве, и Стокгольму - царский двор подобен более всего купеческой конторе... Золотошубные бояре, надменные князья,. знаменитые воеводы только и толковали в низеньких и жарких кремлевских покоях, что о торговых сделках на пеньку, поташ, ворвань, зерно, кожи... Спорили и лаялись о ценах", - читаем мы в романе. Сочетанием этих двух тем был финал первого тома романа: "Всю зиму были пытки и казни. В ответ вспыхивали мятежи в Архангельске, в Астрахани, на Дону и в Азове... В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей" . Но несмотря на заданность общего построения, вытекавшего не столько из размышлений автора над историей, сколько из "марксистского восприятия" 1929-1933 гг. и из исторических аллюзий, первый том "Петра Первого" был все же наибольшей литературной удачей Алексея Толстого. У него не было философических замыслов Мережковского, но был зато куда более яркий изобразительный талант, умение воссоздавать образы и живую речь своих персонажей. Эти черты "третьего Толстого" побудили Ивана Бунина вскоре после выхода "Петра" послать своему давнему знакомцу открытку с довольно двусмысленным комплиментом: "Алешка. Хоть ты и сволочь, мать твою... но талантливый писатель" .

В 1933-1934 гг. А. Толстой вновь обратился к теме Петра, написав второй том романа, сочинив новый вариант пьесы о нем и воплотив тот же сюжет в кино. Новая, вторая редакция пьесы о Петре именовалась уже не "На дыбе", а "Петр Первый"; мрачный финал с наводнением был исключен, и сюжет обрел мажорное звучание. Еще более радикальные изменения были вынесены в сценарий фильма, поставленного в 1937 г. Как и в пьесе, действие доводилось здесь до последних лет правления Петра; изображена была Полтавская битва, во время которой Петр кричал солдатам: "Порадейте, товарищи, Россия вас не забудет!" Иностранцы, описанные в первом томе "Петра" обычно с симпатией, здесь - сплошные злодеи: философ Лейбниц оскорбляет русских; из подслушанного на корабле разговора Петр узнает, что германский посол хочет свергнуть царя и заменить его царевичем Алексеем; английский флот готовится помочь шведскому. Сугубо злободневной была в 1937 году сцена осуждения Алексея за измену родине единогласным приговором сената: "Повинен смерти". Кончается сценарий полной победой над шведами и встречей Петра со стариком, вспоминающим (в 1721 г.!) Минина и Пожарского, и речью Петра: "Суров я был с вами, дети мои. Не для себя я был суров, но дорога мне была Россия... Не напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство отечества нашего беречь и множить" (*). Актуальные дополнения из сценария вошли и в третью, последнюю редакцию пьесы о Петре, созданную в 1938 г.: здесь была и Полтава, и сцена коллегиального осуждения Алексея, и беседа с древним старцем, и заключительная речь Петра .

В отличие от пьесы и сценария, роман не был доведен А. Толстым до Полтавы и Ништадтского мира; третья книга, написанная в 1944-1945 гг., заканчивалась победой под Нарвой. Но в основе ее лежала та же апологетическая концепция, которую писатель прочно усвоил в 1933-1938 гг. Он мог теперь с легким сердцем отказаться от навязанной ему темы классовой борьбы, заменив ее сугубо патриотическими настроениями. После первой неудачной осады Нарвы Петр заявлял: "От битья железо крепнет, человек мужает"; замечание иностранного инженера о непроходимости болот под Юрьевом царь отвергал с негодованием: "Для кого болото непроходимо?.. Для русского солдата все проходимо..." Тот же мотив повторялся при описании второй успешной осады Нарвы. Фельдмаршал Огильви, командовавший русскими войсками, утверждал, что "русский солдат это пока еще не солдат, а мужик с ружьем". Петр, приказавший взять город за неделю, объяснил иностранцу, что "русский мужик - умен, смышлен, смел... А с оружьем - страшен врагу". Помогал Петр автору и в разрешении другой проблемы весьма актуальной в конце 1944-го и в 1945 г., когда советские войска вступили на неприятельскую территорию. Как раз в эти годы А. Толстой в составе комиссии, призванной решить вопрос о расстрелах польских офицеров в Катынском лесу, подписал заключение, согласно которому пленных расстреляли не советские, а немецкие войска. Заканчивая "Петра", писатель решил осветить именно тему взаимоотношений победоносного русского войска с поверженным неприятелем. Не русский солдат после взятия Нарвы обижал жену коменданта города графа Горна, а именно эта дама "вцепилась в плосколицего солдата, вытащила его из сеней... царапала ему щеки, кусала его". Петр же велел прекратить грабеж, который учиняли в завоеванном городе "свои жители", и приказал провести пленного Горна "пешим, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих..." Нелишне напомнить, что незадолго до написания этих строк пленные немецкие офицеры были демонстративно проведены через Москву.

В сущности, никакой идеи исторического процесса ни в романе, ни в пьесах и сценарии о Петре I не было - ни толстовского интегрирования "дифференциалов истории", ни алдановского "Его величества случая", ни "Верхней и Нижней бездны" Мережковского. Была только "страшная воля" Петра, в первых версиях ведущая в тупик, а в последующих - создающая непреходящую "славу и богатство" отечества.

 

 


15.01.2014; 22:35
хиты: 136
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь