пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Жанрово - стилевые искания в прозе 1920-30 гг

Жанровые искания Б. Пильняка 1910-1920-х гг. отражают сложные духовные процессы, происходившие в сознании писателя, его мироощущении. В этих поисках он идет от одного жанра к другому, пробует свои силы, стремясь посредством жанра к более глубокому познанию действительности и самого себя, все ближе приближаясь к пониманию истинных ценностей человеческой жизни. Освоение различных литературных жанров в творчестве писателя происходило синхронно. Уже в 1915 году Б. Пильняк попробовал себя в стихотворном жанре, публицистике, жанре рассказа. Поэзия и проза, развиваясь в творчестве писателя параллельно, не соперничали и конкурировали, а взаимодополняли и обогащали друг друга. Стихами Б. Пильняк стремился передать то, что невозможно выразить прозой, и часто синтезировал поэзию и прозу в пределах одного художественного произведения. Выбор жанра, определение его границ происходило в процессе самого творчества. Жанр не возникал сразу в окончательном виде, он развивался, рансформировался в процессе работы над произведением. Так, поэзия, публицистика, мемуаристика, рассказ и повесть, продолжая свое развитие в 1920-е гг., стали своеобразной основой для зрелых произведений писателя, воплотившихся в романной форме.

БАБЕЛЬ

Писал рассказы (Илья исаакович и маргарита прокофьевна: мама, римма и алла). В годы гражд.войны работал корреспондентом газеты «Красный кавалерист», начинает публиковать новеллы из будущей «Конармии».

Перед читателем предстает жизнь, в которой переплелись героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное, смешное и трагическое. Бабель изображает конармейцев какими были они на самом деле, с противоречивыми характерами, непредсказуемым поведением.

Мозаичный принцип изображения идеально соотносился с худ.замыслом.

В новелле «Переход через Збруч» мысли концентрируются на псих.состоянии еврейской семьи, у которого убили папашу, а не о переходе. Воронский писал, что у бабеляобрисовеи иммпресиионистичны, он оттеняет одну две черты в образе, оставляя остальное в тени, но подеркивает всегда точно.

Заметки в армейской газете писал под именем Кирилл Васильевич Лютов (служил в конной армии под ним), явился связующим звеном «Конарми».

Она построена на контрастах. Типы, изображаемые в конармии разнообразны, свежи. Бабель – новатор, он самостоятелен.

Его новеллы остры как спирт и цветисты как драгоценные камни (Полонский).

Буденный не узнал себя в конармии, выступил с обвиненями в печати, обвинял Баьеля дегероизации истории. Бабель защищался другими задачами, стоявщими перед ним. Горький его защищал, так как смотрел как на худ.произведение, а не как на историч.справку.

Конармия выделяется на общем фоне произвед.тех лет (Железный поток, революция.фронт и тыл; Чапаев и тд). Объединяет только объект исследования. В Конармии Бабель ставит в центр внимания человека, в котором переплетаются старые прерассудки с проблесками новой морали.

Параллельно работал над циклом «Одесские рассказы». (Беня Крик – глвный герой). Здесь нет поэзии бандитизма, есть очарование экзотич.характерами людей.

Удивительное мастервство писателя – блестящий юмор, щедрость и яркость в описании образов (Молдованки), владение особым жаргонным синтаксисом и фразеологией – воссоздает неповторимое ощущение времени. Умение улавливать нутро языка героев – особый склад речи, лексикон, интонация, ударения, структура.

Повествованию одесских рассказов присуща театральность, каждый герой играет на публику.

«автобиографические рассказы» строятся по принципу антитезы мечты и реальности. Тема жестокости. (обращается г детству, когда был убит его дед)

Написал пьесу в 1928 «закат», тематически связанную с одесскими рассказами. Беня Крик и его отец Мендель главнее герои. Он придет пьесе притчевый характер. Юмор заменяет древняя библейская печаль.

Для творчества Бабеля характерно столкновение высокого и низкого, нравственной чистоты и агрессивоной уродливости, жажды жизни и её физич. Истребления. Характер перехода от одного узла к другому творчески закономерен, только каждый раз акценты иначе. Логич.завершением дБ книга «Велика криница», но не закончил её.

 

  1. Конфликты и характеры драматургии 1920-1950

 

Бурные события революции не сразу отразились в драматургии, поэтому сначала господствовала классика (Грибоедов, Гоголь, Островский, Чехов и тд)

Режиссеры мечтали о грандиозном действе, которое вырвется из традиционной тесной «коробки» сцены на улицы городов. Основным свойством такого искусства становится агитационность. Многочисленные зрелища, действа, празднества основывались не на строго закрепленном драматургическом тексте, а на схематическом сценарии или плане, который окончательно наполнялся содержанием только в процессе самого представления. (Действо о 3 интернационале 11 мая 1919; взятие зимнего дворца, блокада россии и тд) Зрителя захватывал прежде всего общий пафос разворач.событий. Нередко успех представления опредляли внешние эффекты, яркая символика, особая торжественность.

В массово-агитационном театре значительно место занимали импровизации, что дБ активизировать народные массы, втянуть их в действие. Народ в таких действиях представал единой безликой массой, отдельнык персонажи отсутствовали, либо носили условно-схематический характер, преобладали черные и белые краски.

«Мистерия-буфф» была первой полностью политической пьесой в истории русского театр (без любви, без психологии, без сюжета). Современная политическая жизнь. «Кто был ничем – сегодня все» (конец пьесы).

Появляется бытовая драматургия. Основной пафос убедить зрителя в том, что его личная судьба неотделима от судьбы революции. Такие пьесы строились на конкретной бытовой основе, часто с прямыми указаниями на то, что события и факты взяты из жизни. В большинстве не достоверные факты, а некие социальные стереотипы. Широко использовались сюжетные трафареты («марьяна» серафимовича, «красная правда» вермишева, «захарова смерть» неверова: в них молодая советсвкая власть в опасности, так как её тайные враги готовятся к встрече с белыми, которые приходят, расстреливают коммунистов, и крестьяне начинают разбираться в происходящем и переходят на сторону новой власти. Задача подобных пьес доказать обреченность старого мира (все чистое и честное тянется к новой жизни, старое стремится задушить ростки нового).

«Марьяна» серафимовича. В ней 2 представителя противоборствующих сил: защитник старого мира и революционер-пропагандист.

Драмы Луначарского «оливер Кромвель», «Фома Компанелла».

Призыв учиться у классиков глубокому постижению жизни, создавать яркие, убедитиленьные, самобытные характеры.Театр должен служить воспитателем нового человека.

К концу гражд.войны подходили к более серьезному осмыслению произошедших событий. Шагинян:»с эпохой военного коммунизма отошла в прошлое яркая шахматная коллизия в искусстве – борьба белых и крансых. Требовался более сложный подход к пониманию. Эту задачу решали драматурги новго поколения: Билль – Белоцерковский, Лавренев, Иванов, Тренев, Вишневский, Булкагов.

Связующее звено между драмами первых послеровлюц.лет и вторых – пьеса Билль – Белоцерковского «Шторм». Нет точного жанра. 12 картин в 4 актах. Нет особого действия. Некоторые определяли как хронику или обозрение. Отсутствовала экспозиция, не было описаний о прошлом, рассуждений, лирических монологов. Была строгая документальность. Есть свежесть восприятия революционных событий. Эстетичекий и нравственный максимализм автора лишает пьесу полутонов и оттенков в изобраении событий, характеров. Нужна ясная и быстрая оценка. Нет жалости, сожаления. Такое время требует таких героев – страстных мечтателей и суровых исполнителей. (революционно настроенный интеллигент Раевич, бесстрашный и бесстрастный вершитель судеб и тд)

«Любовь яровая» Тренева. Своеобразный миф о первой художественной советской драме, где схемы обрели плоть, где язык из бытового звукоподражания стал подлинно литературным. Наиболее полная хрестоматия новых сценических амплуа. Появились: героиня, безраздельно преданная народу, комиссар, падающий с ног от усталости, болтливые, не имеющие никаких идеалов деятели тыла, депутаты от помещиков, депутаты от промышленников, чудаковатые интеллигенты, путающиеся под ногами временных правительств, крестьянские парни, одолеваемые кулачеством, другие раскулачиванием, насмерть перепуганные господа – дамы, бароны, баронессы, офицеры, прикидывающиеся солдатами, таинственные женщины с богатым прошлым и бедным настоящим.

В центре тема пути в революцию главной героини, который приводит её к труднооправдываемому поступку.

Своеобразным символом несчастной судьбы российскогой интеллигенции в переломные эпохи выглядит профессор Гороностаев.

Пьеса БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ». Не стал переводить конфликт в социальную плоскость.Не политические взгляды, а личные качества Турбиных были дороги Булгакову, который сумел сохранить уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

Тревожное ощущение роковых перемен, тяжелый воздух революции у Иванова. («Партизанские повести», цветные ветра и тд)

Принципиально новый уровень осмысления событий гражданской войны у Булгакова в пьесе «Бег». Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г.

В келье монастырской церкви идёт беседа. Только что пришли будённовцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский интеллигент, удивляется, откуда взялись красные, когда местность в руках белых. Барабанчикова, беременная, лежащая тут же, объясняет, что генерал, которому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшифровку. На вопрос, где штаб генерала Чарноты, Барабанчикова не даёт прямого ответа. Серафима Корзухина, молодая петербургская дама, которая бежит вместе с Голубковым в Крым, чтобы встретиться с мужем, предлагает вызвать акушерку, но мадам отказывается. Слышны цокот копыт и голос белого командира де Бризара. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и предстаёт в виде генерала Чарноты. Он объясняет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Барабанчиков в спешке дал ему документы не свои, а беременной жены. Чарнота предлагает план побега. Тут у Серафимы начинается жар — это тиф. Голубков уводит Серафиму в двуколку. Все уезжают.

Сон 2. Крым, начало ноября 1920 г.

Зал станции превращён в штаб белых. Там, где был буфет, сидит генерал Хлудов. Он чем-то болен, дёргается. Корзухин, товарищ министра торговли, муж Серафимы, просит протолкнуть в Севастополь вагоны с ценным пушным товаром. Хлудов приказывает сжечь эти составы. Корзухин спрашивает о положении на фронте. Хлудов шипит, что красные завтра будут тут. Корзухин обещает всё доложить главнокомандующему. Появляется конвой, за ним — белый главнокомандующий и архиепископ Африкан. Хлудов сообщает главкому, что большевики в Крыму. Африкан молится, но Хлудов считает, что Бог отступился от белых. Главком уходит. Вбегает Серафима, за ней — Голубков и вестовой Чарноты Крапилин. Серафима кричит, что Хлудов ничего не делает, а лишь вешает. Штабные шепчут, что это — коммунистка. Голубков говорит, что она бредит, у неё тиф. Хлудов зовёт Корзухина, но тот, учуяв ловушку, отрекается от Серафимы. Серафиму и Голубкова уводят, а Крапилин в забытьи называет Хлудова мировым зверем и говорит о войне, которой Хлудов не знает. Он возражает, что ходил на Чонгар и ранен там дважды. Крапилин, очнувшись, молит о пощаде, но Хлудов приказывает повесить его за то, что «начал хорошо, кончил скверно».

Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г.

Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать показание, Тихий отпускает его. Служащий контрразведки Скунский оценивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий даёт ей показание. За окном с музыкой идёт конница Чарноты. Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стекло и зовёт на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаивает Серафиму.

Сон 4. Крым, начало ноября 1920 г.

Главком говорит, что уже год Хлудов прикрывает свою ненависть к нему. Хлудов признается, что он ненавидит главкома за то, что его вовлекли в это, что нельзя работать, зная, что все напрасно. Главком уходит. Хлудов один говорит с призраком, хочет его раздавить... Входит Голубков, он пришёл жаловаться на преступление, совершенное Хлудовым. Тот оборачивается. Голубков в панике. Он пришёл рассказать главкому об аресте Серафимы и хочет узнать её судьбу. Хлудов просит есаула доставить её во дворец, если она не расстреляна. Голубков в ужасе от этих слов. Хлудов оправдывается перед призраком-вестовым и просит его оставить его душу. На вопрос Хлудова, кто ему Серафима, Голубков отвечает, что она — случайная встречная, но он любит её. Хлудов говорит, что её расстреляли. Голубков в бешенстве, Хлудов бросает ему револьвер и говорит кому-то, что душа его двоится. Входит есаул с докладом, что Серафима жива, но сегодня Чарнота с оружием отбил её и увёз в Константинополь. Хлудова ждут на корабле. Голубков просит взять его в Константинополь, Хлудов болен, говорит с вестовым, они уходят. Тьма.

Сон 5. Константинополь, лето 1921 г.

Улица Константинополя. Висит реклама тараканьих бегов. Чарнота, выпивший и мрачный, подходит к кассе тараканьих бегов и хочет поставить в кредит, но Артур, «тараканий царь», отказывает ему. Чарнота тоскует, вспоминает Россию. Он продаёт за 2 лиры 50 пиастров серебряные газыри и ящик своих игрушек, ставит все полученные деньги на фаворита Янычара. Собирается народ. Тараканы, живущие в ящике «под наблюдением профессора», бегут с бумажными наездниками. Крик: «Янычар сбоит!» Оказывается, Артур опоил таракана. Все ставившие на Янычара бросаются на Артура, тот зовёт полицию. Проститутка-красавица подбадривает итальянцев, которые бьют англичан, ставивших на другого таракана. Тьма.

Сон 6. Константинополь, лето 1921 г.

Чарнота ссорится с Люсей, врёт ей, что ящик и газыри украли, она понимает, что Чарнота деньги проиграл, и признается, что она — проститутка. Она упрекает его, что он, генерал, разгромил контрразведку и вынужден был из армии бежать, а теперь нищенствует. Чарнота возражает: он спас Серафиму от гибели. Люся упрекает в бездействии Серафиму и уходит в дом. Во двор входит Голубков, играет на шарманке. Чарнота уверяет его, что Серафима жива, и объясняет, что она пошла на панель. Приходит Серафима с греком, увешанным покупками. Голубков и Чарнота кидаются на него, он убегает. Голубков говорит Серафиме о любви, но она уходит со словами, что погибнет одна. Вышедшая Люся хочет открыть свёрток грека, но Чарнота не даёт. Люся берет шляпу и сообщает, что уезжает в Париж. Входит Хлудов в штатском — он разжалован из армии. Голубков объясняет, что нашёл её, она ушла, а он поедет в Париж к Корзухину — он обязан ей помочь. Ему помогут перейти границу. Он просит Хлудова беречь её, не дать уйти на панель, Хлудов обещает и даёт 2 лиры и медальон. Чарнота едет с Голубковым в Париж. Они уходят. Тьма.

Сон 7. Париж, осень 1921 г.

Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не даёт, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продаёт ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражён, но не выдаёт её. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

Сон 8. Константинополь, осень 1921 г.

Хлудов один разговаривает с призраком вестового. Он мучается. Входит Серафима, говорит ему, что он болен, казнится, что отпустила Голубкова. Она собирается вернуться в Питер. Хлудов говорит, что тоже вернётся, причём под своим именем. Серафима в ужасе, ей кажется, что его расстреляют. Хлудов рад этому. Их прерывает стук в дверь. Это Чарнота и Голубков. Хлудов с Чарнотой уходят, Серафима и Голубков признаются друг другу в любви. Хлудов и Чарнота возвращаются. Чарнота говорит, что останется здесь, Хлудов хочет вернуться. Все отговаривают его. Он зовёт с собой Чарноту, но тот отказывается: у него нет ненависти к большевикам. Он уходит. Голубков хочет вернуть Хлудову медальон, но он дарит его паре, и они уходят. Хлудов один пишет что-то, радуется, что призрак исчез. Подходит к окну и стреляет себе в голову. Темно.

 

Во многом продолжает «Дни Турбиных», но предельно заостряются темы, которые в предыдущей пьесе не особо громко звучали. В Беге (Смелянский) драматург попытался найти принципиально новую жанровую форму для воссоздания картины вывихнутого вка. Попытался воссоздать судьбу любимых героев вне привычного дл них пространства. Он вывел их за порог дома и погрузил в хаос стремительно несущегося потока. Попытался проверить логику личную, семейную, реально-бытовую логикой внебытовой, ирреальной. Смелянский выделяет в пьесе два плана: «Фабульный, событийный – бег Голубкова и Серафимы в Крым, к Хлудову под крыло, оттуда в Константинополь, и второй: внутренний план:движение, бег самой истории. Оба плана перекрещиваются в пятом сне пьесы – «тараканьих бегах» и приобретает высший смысл.

Необычное жанровое определение пьесы, сделанное автором – 8снов. Эпиграф Жуковского осложняет загадку обозначения жанра. (Бессмертье – тихий светлый брег. Наш путь – к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег). Появляются шекспировские нотки (жизнь есть сон).

Каждый из 8 снов Булгаков сопровождает собственным эпиграфом и подробным поэтическим описанием времени и места действия, которое стразу задает сну определенное настроение. Отметили, что в основном у Булгакова все ночью происходят, в сумерках.

Нельзя назвать это произведение политическим или примитивно антисоветсикм, как этого хотели рапповцы. Все главные герои:Серафима, Голубков, Чарнота, Хлудов, Люська оказываются в эмиграции, но Советскую власть за гарницей никто из них особо не клеймит и не выясняет с ней отношения. Никто счеты с властью не сводит. Он пишет пьесу о смысле страданий и страстей людей в потоке истории. Исторический процесс для автора – это «колесо», движение по кругу, карусель с тараканьими бегами. Именно о круговом движении истории размышляет Хлудов, пытаясь оправдаться перед призраком повешенного (Пойми, что ты просто попал под колесо, и оно тебя стерло и кости твои сломало).

История своим красным колесом прошла по всем героям Бега: Худов терзается муками совести, бывший генерал Чарнота продает на константинопольсокм рынке чертей и тещины языки с лотка, Люське приходится забыть о том, что она русская и жить на содержании у Корзухина. Судьба героев в финале непредсказуема. Они решают вернуться в Россию, но в их прощальном диалоге явно присутствует тема смерти. Снег олицетворяет образ «тихого свтлого брега». Круг замыкается, вновь мотив сна, небытия, а мб вечного покоя, что обретут потом Мастер и Маргарита.

 


15.01.2014; 22:35
хиты: 1278
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь