пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос№17:Выделите основные тенденции и противоречия развития российского государства и общества в первой половине 19в.

Главными особенностями развития России в 1-й половине XIX века были:

1) рост удельного веса бюрократии (гражданской, военной и полицейской);

2) замедление экономического развития по сравнению с Европой, как следствие тупикового пути крепостного права;

3) противоречие между экономической и политической отсталостью, с одной стороны, и мощным расцветом культуры и науки – с другой

4) начало идейного и духовного разрыва между монархией и формирующейся интеллигенцией.

Первая четверть XIX века – эпоха царствования Александра I, старшего сына Павла и внука Екатерины, вступившего на престол после убийства его отца в 1801 г. в результате дворцового заговора. Двойственность и драматизм личности этого императора проявлялись в сочетании, с одной стороны, исключительной образованности и воспитанности, тонкого ума, дипломатического таланта, гуманистического мировоззрения и либеральных взглядов (по воспитанию и убеждениям в юности он был самым либеральным из русских императоров) – и, с другой стороны, вечной нерешительности, интеллигентских колебаний и преследовавших его всю жизнь угрызений совести за фактическую причастность к гибели отца, что обусловило к концу жизни его уход от реальных дел в мистику, а в сочетании со скоропостижной смертью породило романтическую легенду о тайном уходе в народ под именем старца Федора Кузьмича, умершего значительно позднее в Томске.

 

Основные тенденции развития.

- В первой половине XIX в. постепенно происходит утверждение национальных традиций в светской профессиональной музыке. Истинный ценитель и знаток народной музыки М.И.Глинка утверждал, что создает музыку народ, а композиторы только ее аранжируют. Глинка стремился сделать музыку широко доступной. В своих произведениях он обращался к русской, украинской, шотландской народной музыке; музыке народов Кавказа; использовал мелодии испанских народных танцев. По словам одного из зачинателей русского классического музыковедения В.Ф.Одоевского, с оперой Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя), названной великосветскими меломанами мужицкой, кучерской музыкой, в истории европейского музыкального искусства начался период русской музыки.

- Наряду с укреплением национальных традиций происходило постепенное утверждение реалистических традиций. Большой вклад в утверждение реализма в русском музыкальном искусстве внесА.С.Даргомыжский, продолживший в музыке традиции Пушкина и Гоголя, обратившись к теме маленького человека. Даргомыжский стал создателем русской сатирико-комической песни. Продолжив традиции Глинки в развитии оперной классики, он создал первую народно-бытовую музыкальную драму (опера Русалка по одноименной поэме А.С. Пушкина).

10. ИТОГИ

10.1. Общие итоги. Русская культура первой половины XIX в. характеризуется исключительно высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западноевропейской культурой при сохранении самобытного национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие международное значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием мировой культуры. Русская культура стала неотъемлемой частью общемировой, заняв во многих областях одно из ведущих мест в мире.

10.2. Основные противоречия. В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура первой половины XIX в. обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис российского общества.

10.2.1. С одной сторонывозрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры.

10.2.2. В то же время бурные исторические события периода, важнейшие из которых Отечественная война 1812 г., восстание декабристов и европейские буржуазные революции, способствовали ее общейдемократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Расширился социальный состав творческой интеллигенции.

10.2.3. Несмотря на углубление пропасти между элитарной и народной формами культурынаметилась тенденция их синтеза: творчество А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, М.И.Глинки и А.С. Даргомыжского впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа, а не только социальной верхушки общества.

 

 

 

19)Общественная мысль и общественное движение  в России в первой половине 19в (декабристы;  западники и славянофилы

 

26. общественное движение в России 19 века.

В первой половине 19 в обострилась идейная и общ-но политическая борьба.Основная причина подъема общ. движения – растущее понимание всем общ-вом отставания России от более передовых западно-европ. стран. На развитие общ-ного движения большое влияние оказывали народные волнения.  Декабристы. Главная причина движения – понимание двор-вом, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для судьбы страны. Тайные общ-ва декабристов появились в 18-19вв. «союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая револ. программу и устав – «статус». В нем заложены 2 идеи переустройства общ-ва – ликвидация креп-го права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как главный тормоз для развития России, самодержавие – как отжившая политическая система. Они считали идеалом политического устройства конституционную монархию. Существовали и другие союзы, которые настаивали на республиканской форме правлдения. К 1820 г они начали преобладать. Северное общ-во разработало план восстания в Петербурге и назначили его на 14 декабря. Заговорщики хотели принудить сенат принять их «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императора провозгласить переход к конституц-му правлению. Восстание было разгромлено, начались аресты членов общ-ва. Слабость пропагандистской деятельности, несогласованность деятельности и неподготовленность общ-ва к преобразованиям – основные причины поражения декабристов. Идеи и деят-ть их оказали существенное влияние на развитие общ-ной мысли.   Консерваторы. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и креп-го права. Граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на 3 принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории отразились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственная форма правления. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и гос-ва. Православие понималось как религиозность. Из этого делался вывод о ненужности и невозможности коренных изменений в России. Либералы. Приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи. Основой морально-этических взглядов являлось признание неприкосновенности личности, ее право на свободное духовное развитие. На рубеже 30-40х гг среди либералов сложилось 2 течения: славянофильство и западничество. Они предлагали изменить соц-ный строй, установить констит-ную монархию, отменить креп-ное право, наделить кр-н землей, ввести свободу слова. Идея славянофилов в том, что единственной верной религией является православие. Западники считали что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и запада, объясняя ее отличие отсталостью. Радикалы. Разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. В 1831г образовалось «Сунгуровское общ-во». Члены организации восприняли наследие декабристов. Выступали против крепостничества и самодержавия, призывали  к введению конституции. Радикалы стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общ-ва (революционный путь). В истории движения радикалов второй половины 19 в. выделяются три этапа: 60е гг – складывание револ-демократической идеологии и создание тайных кружков; 70е гг – деятельность организации революционных народников; 80-90е гг – распространение марксизма.

Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного бунта и действия радикалов. 

 

В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.

Причины подъема общественного движения. Основная причина - растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость кардинальных перемен.

Поэтому идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы приспособления социально-политической системы России к требованиям времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западноевропейской, имела своеобразные черты. В то время как в Западной Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консервации. На развитие общественного движения большое влияние оказывали народные волнения. О недовольстве свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян (Поволжье, Украина, Польша, Армения, Азербайджан, Грузия); городской бедноты (Петербург, Тамбов); работных людей (Урал и Владимирская губерния); солдат и матросов (Петербург и Севастополь); военных поселян (Новгородская и Херсонская губернии, Чугуево на Слободской Украине). В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, характерного для ХVII-ХVIII вв. Однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии и искать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя.

Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне.

Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловливалось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои привилегии," спасти крепостнические отношения и самодержавный строй, а с другой - непрекращающимися народными волнениями и стремлением части общества выступить защитником народа. Этот процесс не смогла затормозить охранительная политика правительства.

В первой четверти XIX в. в России не сложились еще идейно и организационно оформленные общественно-политические направления. Сторонники разных политических концепций часто действовали в рамках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны. Однако представители радикального направления оказались более активными. Они первыми выступили с программой преобразования экономического и социально-политического строя России. Пытаясь осуществить ее, они подняли восстание против самодержавия и крепостничества.

 

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

 

Анонс: цвет общества, умные талантливые люди, потратили свои жизни на ненужную борьбу.

После победы над Наполеоном в России, наша армия продолжила боевой поход. В 1814 году мы вступили в Париж. Вся Европа восхитилась мощью и боевой выучкой русской армии. Многие россияне увидели, что простой народ в Европе живет лучше, чем в России. Нашлись талантливые люди, которые задумали переустроить Россию.

Было создано более 30 тайных обществ. Наиболее заметными среди них стали: Южное (руководил Пестель) и Северное(руководил Муравьев).

ПРИЧИНЫ движения декабристов:

1.    Влияние идей Просвещения и европейских революций (Франция, Испания, Греция, Италия и др.).

2.    Влияние идей просветителей России (Новиков, Радищев).

3.    Участие в заграничном походе и знакомство с жизнью в Европе.

4.    Жесткая внутренняя политика в России.

СУЩНОСТЬ:  По подобию событий в Европе, совершить переворот силами армии без участия народа. Изменить форму правления, отменить крепостное право и дать личную свободу крестьянам.

ПРОГРАММЫ преобразований:

Северное общество:  хотело создать конституционную монархию, парламент - «Народное вече», избирательное право по имущественному цензу, федеративное устройство России.

Южное общество: создать парламентскую республику во главе с Президентом, всеобщее избирательное право.

Они забыли, что Великая Французская буржуазная революция, начавшаяся в 1789 году, унесла жизни более 900 тысяч крестьян, не считая других слоев населения. В результате к власти приходила то одна кучка богачей, то другая, но народ оставался в нищете. Декабристы думали о народе – неправда. Они хотели захватить власть, стать богаче и уничтожить всех, кто не согласен. Всем красивым словам цены нет, когда начинают лить кровь. Декабристы были наивны и плохо уяснили уроки безмерно кровожадной революции. Последующие в России революции принесли столько зла и нищеты, что наш народ до сих пор опомнится не может.

14 декабря 1825 – заблудшие солдаты и офицеры (ок. 3 тысяч) подняли восстание в Санкт-Петербурге. Генерал-губернатор Милорадович (герой войны с Наполеоном) говорил с ними, чтобы уберечь их от предательства. Но героя войны убил один из революционеров. Народ, смотревший с улиц города на происходящее, ничего не понимал. Восстание было подавлено: 5 человек повешены, более 280 сосланы в Сибирь.

ПРИЧИНЫ поражения:  несогласованность действий, разница во взглядах на будущее России, малочисленность, оторванность от народа.

 

Декабристы- русские дворянские революционеры.Подняли восстание в 1825 году,воспользовавшись смертью Александра I против самодержавия и крепостничества.Это были боевые офицеры,участники войны 1812 года,которые ,побывали в Европе, ознакомились с отсутствием самодержавия , крепостного права и развитием буржуазных отношений, поняли ,что антифеодальное движение поможет России продвинуться гораздо быстрее в мировой экономике.Это восстание отразило нарастающие предпосылки в России буржуазной революции.Первые организациив 1816-1821 годах: "Союз спасения" и " Союз благоденствия".С 1821 годаобразовалось Южное общество, в которое влилось Общество соединенных славян, и Северное общество.Офицеры стремились произвести переворот только силами армии , без участия народных масс. В программу Северного общества входили: отмена крепостного права,установление унитарной республики,или конститационной монархии с федеративным устройством.Южное общество имело свою программу "Русскую правду" Пестеля,которое стремилось к объединению с Северным обществом.Восстание 14 декбря в Петербурге и Черниговского полка на Украине29 декабря 1825 года были подавлены.К следствию было привлечено 579 человек.Пестель, Бестужев -Рюмин ,Каховский,Рылеев,Муравьев-Апостол были повешены. 121 человек сосланы на каторгу. Кроме этих имен можно назвать :Барятинский,Басаргин,Волконский,Муравьев,Лунин,Трубецкой,Оболенскийий, Пущин и другие.

 


17.01.2014; 23:34
хиты: 228
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь