пользователей: 21281
предметов: 10473
вопросов: 178149
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. Психодинамические теории. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер.

Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда.

Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее - общую биологическую энергию - либидо (влечение, желание по латински).

Эта энергия направлена на:

- продолжение рода (сексуальное влечение)

- разрушение (агрессивное влечение).

Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).

На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.

На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

- ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

- эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

- суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности.

Вот некоторые из них:

- вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания);

- проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи);

- замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему);

- реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения);

- сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.

Юнг также признал существование трех частей психики, но он видел их несколько по-другому.

- Сознание. В нем содержится то содержание, которое мы осознаем.

- Личное бессознательное. Это та часть психики, в которой содержатся наши воспоминания о прошлом.

- Коллективное бессознательное. Хранилище всего человеческого, что передавалось из поколения я поколение. Оно включает биологические особенности, знания, инстинкты и так далее.

Юнг также считал, что люди располагают некими формами, которые носят название архетипов.

Архетипы имеют сходство с инстинктами, но у них своя специфика. Архетипы — это врожденные тенденции воспринимать происходящее особым образом.

Например, человек с архетипом матери имеет внутреннюю тенденцию выстраивать отношения с людьми, имеющие материнские качества.

Юнг также разработал типологию личности, которая приобрели важное значение. Самое известное разделений типов — это интроверты и экстраверты.

Интроверт - это человек, предпочитающий свой внутренний мир мыслей и фантазий внешнему миру.

Экстраверт больше направлен вовне.

Теория Юнга также выдвигает положение, чти люди обладают четырьмя функциями, которые помогают им более комфортно ощущать себя в мире.

- Ощущение. Получение информации через органы ощущения.

- V- Мышление, Логическое, рациональное познание.

- Интуиция. Используется для организации сложной информации. Интуиция основана на чувстве, противоположном мышлению, которое предполагает логические, рациональные умозаключения.

- Чувства. Эмоциональный ответ на события и ситуации.

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.

В своих работах Альфред Адлер делает акцент на чувстве и комплексе неполноценности, роли отвержения в развитии диссоциальной личности, самооценке, концепции жизненного стиля, стрессе и адаптации, творчестве и зрелости, психическом здоровье.

Главный постулат индивидуальной теории личности заключается в том, что организм - это единая и саморегулирующаяся система. Любые недостатки в этой системе компенсируются развитием противоположных качеств, именно таким образом происходит адаптация и сохраняется целостность организма.

Адлер ввел термин «комплекс неполноценности»; по его мнению, все люди в детстве испытывают чувство неполноценности. Выраженный комплекс неполноценности может затруднять личностный рост и индивидуальное развитие. В раннем возрасте ребенок начинает обнаруживать, что кроме него есть и другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно и в какой-то степени лучше подготовлены к жизни. Как следствие такого открытия, у ребенка возникает желание расти и становиться не менее сильным, чем другие. Адлер отмечал, что чувство неполноценности не является чем-то ненормальным, оно мотивирует человека к лучшей жизни.

Борьба за превосходство.

Адлер не отождествляет агрессию с враждебностью, он представляет ее как силу в преодолении жизненных препятствий. Даже сексуальность - это способ удовлетворения стремления к власти и силе. Автор говорит, что стремление к превосходству является врожденным качеством любого человека. Существующие на земле виды должны развиваться в направлении эффективной адаптации или исчезнуть с «лица земли». Поэтому стремление к превосходству включено в эволюционный процесс развития.

Цель превосходства может быть рассмотрена в двух ракурсах:

- в позитивном - когда цель включает заинтересованность в благополучном развитии других, развитие умений и работе ради более совершенного способа жизни;

- в негативном - когда цель - борьба за личное превосходство. По мнению Адлера, эта форма - следствие сильного чувства неполноценности и приводит человека к нездоровому функционированию.

Жизненные цели.

Адлер считал, что овладение средой и ее заселение - это не основная цель индивида. Мотивирующие на развитие человека цели более специфические, они формируются, как правило, в раннем детстве и не могут быть осознаны взрослым человеком.

Формирующаяся в детстве цель жизни - своего рода компенсация чувства неуверенности, беспомощности и неполноценности в мире взрослых. Если чувство неполноценности слишком велико, то жизненные цели могут стать несколько нереалистичными, носить навязчивый или невротический характер.

Цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека, они позволяют нам интерпретировать человека. В достижении поставленной цели человек склонен принимать нехарактерные ему черты, которые могут рассматриваться как грани целевой ориентации.

Стиль жизни

- это некий универсальный способ, выбранный человеком для следования своей жизненной цели. В стиле жизни принимает участие буквально каждое душевное и телесное движение. Поэтому интерпретация отдельных характеристик или душевных проявлений человека, не учитывая его стиля, может привести к ошибочному мнению.

Наши чувства не получают реальные факты, а получают лишь их субъективные образы. Апперцепция - восприятие, включающее субъективную интерпретацию воспринятого. Как часть жизненного стиля, каждый человек создает представление о себе и мире. Адлер назвал это явление схемой апперцепции. Он подчеркнул, что схема апперцепции определяет поведение человека.


30.06.2014; 17:01
хиты: 1893
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь