Сложный характер хозяйственных мотивов человека вызывается тем, что выполняя, казалось бы, чисто экономические функции, он выступает одновременно как продукт, носитель и творец культуры. Последняя является интегративным понятием, включающим как минимум три аспекта:
• когнитивный — приобретаемые знания и навыки;
• ценностный — осваиваемые роли, нормы и ценности;
• символический — вырабатываемые способы идентификации.
Соответственно, под “хозяйственной культурой” правомерно понимать совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей.
В отличие от экономических знаний как совокупности представлений о хозяйственном процессе, профессиональные навыки определяются
умением воспроизводить хозяйственные действия, т.е. умением, позволяющим стать непосредственным участником этого процесса. Хозяйственная роль есть набор требований, предъявляемых к определенной группе, а также способы их выполнения.
В борьбе за ресурсы одни группы пытаются подчинить себе другие и добиться господства над ними. В этом случае мы говорим об отношениях хозяйственной власти, или о возможности субъекта (индивида, группы) реализовать свои хозяйственные интересы независимо от интересов других субъектов (не суть важно, совпадают интересы “властвующих” и “подчиненных” или не совпадают). Власть включает следующие элементы:
• право на истолкование событий и выдвижение целей развития;
• особые позиции в распределении ресурсов, готовой продукции, доходов;
• контроль за доступом к информации как особому ресурсу;
• возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;
• способность оказывать личное влияние на людей.