Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века.
Под средневековой философией мы понимаем синтез священного писания (божественного откровения-библии) и идей античной философии.
Впервые синтез античной философии и библии был осуществлен в 1 веке , это начало средневековой философии. Завершение средневековой философии-14 век, когда союз религии и философии был расторгнут. в 14 веке была сформулирована теория двойственной истины. один из авторов- Уилльям Оккам.
Есть 2 пути познания бога и мира: путь разума и путь веры. каждый из этих путей самодостаточен и независим от другого. путь веры избрало богословие (теология) путь разума избрала философия.
пути философии и богословия разошлись. философия перестала быть служанкой богословия.
эпоху средневековья называют эпохой мрака, невежества, провала в истории человека. это антиисторично. по сравнению с античностью в средние века был исторический прогресс в области культуры, философии, этики. каждую эпоху нужно измерять по соответствующим ей критериям. эпоха средневековья самодостаточна. это великая эпоха в развитии философии. формировались нации, государства, национальные языки.
великая цель-приблизиться в своем совершенстве к идеалу, стать ближе к богу, чтобы сын божий стал сыном человеческим. Чтобы сын человеческий стал сыном божьим. Главная идея- стать нравственно равным богу.
в библии- идея равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения, национальности и т д. "нет эллина, нет иудея, нет варвара, нет господина и раба все люди равны перед богом". -апостол Павел.
в эпоху средневековья была провозглашена идея равенства всех людей.
феодализм как общественная формация сформировался в 8 , а средневековая философия 1-6 в. до формирования феодального общественного строя. средневековая философия зарождается в недрах рабовадельческого общества до возникновения феодализма. примерно в течение 500 лет античная философия и средневековая философия сосуществуют и взаимодействуют, влияют друг на друга. до 6 века происходит активный обмен идеями. (1-6 века)
в 6 веке император Юстиниан открыл важнейшие черты средневековой философии и культуры:
1) на первом месте- идея бога-теоцентризм. бог в центре мировоззрения. это центральная идея.
2) взгляд на антропологию, историю, другие науки через бога
3) ретроспективность-обращенность к первоистоками христиантсва. к библии, времени жизни христа. там-абсолютная истина
4) библия-абсолютный и самодостаточный источник истины
5) герменевтический характер- средневековая философия-интерпретация библии. синоним-экзегеза. экзегевт-средневековый мыслитель
6) средневековая философия использует иконографический метод исследования. он закован в границы определенной традиции, не может выйти за границы своего существования.
7) мыслитель действует в рамках канона, перейти которые невозможно. средневековая культура и философия не знает плагиата. только русло канона и традиции. всякое новшество отрицается как ересь.
8) средневековая культура полисемантична-многозначна. библейский текст как и другие тексты обладает несколькими значениями одновременно: буквальным, моральным и священным (сакральным) смыслами.
9) аскетизм
10) символизм в образах земного бытия средневековье искало отражения неба.
важнейшие философские идеи библии
1. идея монотеизма. в античности-многобожество, политеизм. эти боги-символы космических законов и стихий. В монотеизме- это личность, существующая до всего. его любовь обращена на человека. он не зависит от природы. он не есть часть космоса. существует в вечности, вне времени.
2. идея креационизма. идея творения богом мира из ничего путем божественного слова. в античности-эманация-всё возникло из космоса. развернутый бог=космос.
3. теизм вместо античного пантеизма. тождество бога и человека, бога и природы-в античности. бог-вне природы, он от нее свободен-средневековье
4. обнаружение нового пространства духа и веры. средневековье открывает 3е измерение-божественный дух, помимо души и тела. дух. душа. тело. человек причастен к божественной реальности
5. античность рассматривало веру как несовершенный путь познания. познание через знание. вера-докса.
6. христианство реабилитирует человеческое тело. оно столь же свято, как и душа. человек после смерти будет воскрещено не только душой но и телом
7. идея равенства всех людей перед богом (апостол Павел)
8. идея грехопадения. нарушение божественной воли, желание человека жить собственным разумом, волей.
9. новая этика- нравственные постулаты в "нагорной проповеди Христа". отмечается простота души, милосердие, стремление делать добро. этика христианства не сводится к заповедям только. христианские заповеди более строги.
"было сказано не прелюбодействуй, а я говорю, что тот, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." "было сказано око за око,зуб за зуб, а я говорю любите врагов своих. "
10. новое понимание любви. христианская любовь: тот, кто не любил, тот не познал бога. "бог есть любовь"-апостол Иоан
11. новый взгляд на историю. вместо идеи мирового года средневековье утверждает идею линейной модели истории.
Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Выделяют римское и греческое направления патристики
Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.
Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений.
Схола́стика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.