Средневековье - период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века). Основные черты культуры средних веков:
- Господствующая роль религии и церкви в обществе, теоцентризм
- Духовное, божественное противопоставляется телесному, «низкому», бренному. Душа - высшая ценность человека, которую необходимр спасти
- Потеряно много достижений античности. Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.
В феодальной среде возникает рыцарская культура.
Впервые в западной культуре возникает высшее образование - первые европейские университеты.
Большим достижением средневековья стала также готическая архитектура (собор Парижской Богоматери).
Выдающиеся представители культуры средневековья: Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Андрей Рублев, Джефри Чосер, Фома Аквинский (философ), Джованни Боккаччо, Данте Алигьери и другие.
Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму, а в идейной области - с переходом от схоластики к гуманизму. Также, переходом от Средневековья к Возрождению послужило развитие астрономии и мореходного дела,начало становления буржуазии (основа: торговцы, юристы, ростовщики, небольшая часть дворянства) и пролетариата (обедневшие ремесленники и горожане, крестьяне)
.
Схоластика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм.
Философский смысл гуманистического антропоцентризма выражается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции.
Философию Возрождения вообще отличает ярко выраженный антропоцентризм. Ни в античности, ни в средние века не было такого пристального внимания к человеческому существу.
Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономические явление, невозможен там, где нет индивида - свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника.
Ренессансное сознание в полном смысле слова двигалось от понятия "индивид" к "индивидуальности". Возрождение называют еще "веком разума", ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рационализм.
15.