Первым из известных нам мыслителей, разработавших типологию политических режимов, или видов государственного устройства, был Платон. Он же стал и первым исследователем процессов политической трансформации, «транзита» в современной терминологии. Причем, в отличие от большинства последующих исследователей, занимавших прогрессистские позиции, вектор такой трансформации философ рисовал в направлении, обратном прогрессу: от утраченного идеального устройства — аристократии — к тирании.
По Платону, аристократический тип государственного устройства — самый справедливый из всех возможных. В нем стражи — правят, земледельцы и ремесленники — производят, дельцы — торгуют, причем «каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Главной опасностью для такого государства философ считает богатство и бедность. «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств — к низостям и злодеяниям».
Такой человеческий порок как честолюбие разрушает аристократию, и она превращается в тимократию, форму правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. В отличие от аристократии, правят при тимократии не мудрые философы, а воины. По мере роста имущественного неравенства тимократия трансформируется в олигархию, т. е. правление немногих самых богатых граждан. Народ при этом лишается всякой возможности влиять на государственные дела и, в конце концов, восстает — так возникают демократии. Правление народа рано или поздно приводит к кризису, и тогда граждане, уставшие нести на себе груз ответственности за государство, с радостью вверяют его судьбу тирану. Возникает тирания — худший из возможных типов государственного устройства.
Как видим, платоновская типология носит линейный характер и выстроена по одному критерию — типу правящей социальной страты.