В истории общественной мысли эпохи античности принято выделять несколько периодов, в частности, ранний и классический период.
Ранний период античности (VII-V вв. до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности, делением общества на свободных, занимающихся политикой и духовными занятиями, и рабов, чьим уделом был физический труд. В поэмах Гомера и Гесиода древние мифы теряют свой сакральный характер и подвергаются политической и этической интерпретации: борьба богов за власть, смена верховных богов сопровождается сменой принципов правления и властвования.
Временем расцвета социально-политических идей античности стал классический период V-IV вв. до н.э. Одним из первых мыслителей, обосновавшим общественное развитие как естественно-необходимое изменение природного состояния, был Демокрит. В полисе представлены общее благо и справедливость, превалируют интересы государства, а забота граждан должна быть направлена на всемерное его улучшение, на достижение надлежащей меры в имущественных отношениях, на преодоление, как излишеств, так и бедности. Наилучшими формами правления, по Демокриту, являются демократия и аристократия.
Основы теоретического исследования политической сферы заложил также Сократ, различавший естественное право и писаный закон, сущность которых, однако, едина и лежит в разуме. Это положение приводит Сократа к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного.
Представители:
· Классика: Сократ, Платон, Диоген Синопский.
Выделяют следующие периоды:
1. Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
на всякий пожарный: черты греческой рациональности:
1) точное знание возможно только об обществе или государстве. знание о природе не может быть точным- это просто сфера мнениея, поэтому науки об обществе точны. (так оставалось до 17 века)
2) рациональность была риторической, т е мышление было дедуктивным- от общего к частному ( действовало до 16-18 века нашей эры- эпоха средневековья)
4.