Архитектурный стиль определяется, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции
В VI-XII веках на всей территории Восточной Европы, а также России, Украины, шли активные процессы становления славянской культуры и близких к ним культур. Период раннего средневековья для славянского этноса стал временем формирования основ национального зодчества. Исторически сложилось так, что в этом процессе основную роль сыграли прямые культурные заимствования, из соседнего Средиземноморья пришедшие на Восточноевропейскую территорию, заселенную в основном славянским и близким к нему этносам.
XIII—XIV века для отечественной архитектуры были одними из самых сложных в истории ее развития. Трудности развития этого периода были, конечно же, связаны с военной экспансией монголо- и тюрко-язычного этноса в пределы Восточной Европы.
На определенный период времени наступила пауза в развитии славянского зодчества в целом
Европеизация отечественной архитектуры. Русское (нарышкинское, московское) Барокко XVII-XVIII
Архитектурный стиль Барокко является одним из важнейших для всей европейской архитектуры «продуктов» Итальянского Ренессанса. Родоначальником этого стиля по праву считается величайший мастер архитектуры Микеланджело Буанаротти.
Барокко в буквальном переводе с итальянского означает «причудливый», «вычурный», «кокетливый», что хотя и эмоционально, но в полной мере, точно характеризует его художественную суть. Архитектурная стилистика Барокко сложилась на базе греко-римских античных традиций, используя как их художественный язык декора, так и объемно-планировочные построения, и инженерно-технические приемы возведения зданий.
Характерными чертами русского Барокко являются:
• сложные объемно-планировочные композиции построек светского и храмового назначения;
• активное применение в качестве архитектурного декора скульптурной пластики, символизирующей связь с античным архитектурным наследием;
• применение активной полихромии в объемно-пластическом решении фасадов.
Европеизация отечественной архитектуры. Русский классицизм. Ампир. Конец XVIII — первая половина XIX века
Классицизм как самостоятельный архитектурный стиль сложился в конце XVII века, в период максимального расцвета Итальянского Возрождения. Этот архитектурный стиль и его создатель (Андреа Палладио) опирались на эстетические и художественные достижения древнегреческого античного зодчества, его каноны.
В европейской архитектуре XVII—XVIII веков два стиля — Барокко и Классицизм — развивались параллельно. Классицизм называли «неогреческим» или «помпейским» стилем. Стремление придерживаться классицизма в архитектуре называли также «Паладианством».
Эволюция архитектурного стиля Классицизм в конце XVIII века привела к перерождению его в архитектуру «ампир». Переходным стилем стал «стиль Французской Директории».
Как и в других европейских государствах, в Российской империи новый архитектурный стиль — Классицизм, приобрел некоторый национальный характер, что позволило впоследствии в теоретической архитектуре ввести в оборот такое научное понятие как русский Классицизм.
Для русского Классицизма характерны следующие черты:
• применение в разработке общей композиции здания классических греческих ордерных схем в виде колоннад, портиков, фронтонов;
• признание законов симметрии, как основы для разработки архитектурной композиции храмовых, дворцовых и другого типа построек;
• применение строгих прямоугольных очертаний планов и фасадов построек всех типов;
• использование классических скульптурных форм в архитектуре экстерьера и интерьера.
Русский Ампир
Так же, как и в европейской архитектуре, в России архитектурный стиль Классицизм эволюционировал в стиль Ампир — русское производное от французского «империя».
Русский Ампир — архитектурный и художественный стиль, отождествлявшийся с поздним Классицизмом. Этот стиль был предложен французскими архитекторами конца XVIII-XIX века Ш. Персье и П. Фонтаном в период правления во Франции императора Наполеона I. Основные признаки русского Ампира:
• преимущественное применение в архитектурной композиции фасадов зданий строгих и сдержанных греческих ордеров дорического и тосканского;
• применение в декорировании фасадов древнегреческих и древнеримских форм;
• применение в качестве скульптурных элементов декорирования зданий военной и геральдической эмблематики (щиты, военная геральдика, вооруженные фигуры, вооружение различных эпох и т. д. ).
Характерные черты стиля Модерн в России
Признаки и отличительные черты архитектурного стиля Модерн в России:
• отказ от традиционных архитектурных форм (ордерные колонны, элементы античного архитектурного декора), фасадов, традиционных композиционных построений (симметричность, античная ритмика);
• индивидуализация архитектурного творчества, уникальность и запоминаемость архитектурного образа;
• опора новой архитектурной образности на новые строительные материалы (монолитный железобетон и бетон, металл, стекло, керамика);• применение пластичных криволинейных форм -в симметрии как в построении всей объемной композиции здания, так и в художественном образе фасадов (рельефы и горельеф, кованый металл);
• учет в разработке архитектурно-художественного образа здания функциональной целесообразности;
• противопоставление художественной рукотворности декоративных форм экстерьера и интерьера стиля массовому воспроизводству.
Советизация Неоклассицизма
Одна из форм Классицизма — Ампир — легко поддавалась советизации. Достаточно было ввести в композицию античного ордера пятиконечную звезду, серп и молот, советскую геральдику (государственный герб, флаг), и Классицизм становится удобным носителем новой идеологии.
Такая мощная государственная поддержка неоклассики окончательно решила творческое соперничество между двумя архитектурными стилями в пользу последнего.
Лидером возобновленного творческого метода Классицизма в виде Неоклассицизма стал известный российский архитектор, практик и теоретик, академик старой российской школы И. В. Жолтовский.
И. В. Жолтовский и его последователи создали в 1930—1950-е годы в Москве и в других крупных российских городах целый ряд псевдовеличественных зданий-монументов. Отдельными показательными постройками можно было успешно создавать декоративную бутафорию помпезности, величественности, богатства и благополучия в стране.
Неоклассицизм в российской архитектуре первой половины XX века был приемлем в архитектурной типологии и использовался как некий универсальный стиль в жилом, административном строительстве и даже в возведении объектов производственного назначения.
Одно из течений Неоклассицизма — Символизм — также нашел широкое применение в архитектурной практике. В 1950-е годы прежде всего в Москве появился целый ряд зданий-символов, признаков торжества социалистических идей. К таким постройкам можно отнести выставочный комплекс ВСХВ, высотные здания жилого и административного назначения на Большом Садовом кольце в Москве, технические сооружения Волго-Донского судоходного канала и др.
Характерные признаки Неоклассицизма:
• применение ренессансных архитектурных форм для создания композиции фасадов;
• гипертрофирование античного ордера и его ложный конструктивный характер;
• широкое применение в ордерных композициях советской символики и государственной геральдики.
Конструктивизм и Модерн в отечественной архитектуре
Следует акцентировать внимание на том, что если предыдущий архитектурный стиль Модерн был в прямом смысле этого слова заимствован «заказчиками» и архитекторами в странах Западной Европы: Австрии, Бельгии, Испании, Франции, то Конструктивизм — новый архитектурный стиль, сформировался уже на российской технической и эстетической базе. «Родителями» Конструктивизма в России стали выдающиеся мастера архитектуры, признанные таковыми и в европейских станах.
Они имели огромный опытг проектирования и строительства производственных и гражданских объектов. Эти мастера прошли взыскательную школу архитектуры Неоклассицизма, Эклектики, Модерна, а также имели опыт конструирования, основанного на применении современных и прогрессивных методов расчета самых разнообразных строительных конструкций на надежность, прочность и устойчивость.
Российский Конструктивизм в определенной мере сложился на базе отечественной архитектурной школы Модерна и развивался в 1920— 1930-х годах одновременно с конструктивистскими архитектурными школами Европы и Северной Америки.
Архитектурный стиль Конструктивизм, как и предшествовавший ему Модерн, был непосредственно связан, с одной стороны, с ускорением технического и технологического перевооружения отечественного строительного комплекса и применением металла и монолитного бетона в строительстве. С другой стороны, он был связан с резко возросшей потребностью российского государственного рынка в новых зданиях и сооружениях производственного и гражданского назначения, в которых не всегда был уместен утонченный архитектурный декор, так характерный для Модерна.
Помимо этого простые, «демократичные» формы отечественного Конструктивизма соответствовали идеологической ориентированности нового социалистического государства и были им приняты как одна из идеологических форм утверждения новой «пролетарской» культуры.
Развитие строительного комплекса, находящегося в государственной форме собственности, требовало воспроизводства и увеличения количества архитекторов. Основной базой подготовки кадров стало новое учебное заведение — ВХУТЕИН — ВХУТЕМАС, преемником традиций которых стал теперь уже всемирно известный институт МАРХИ — государственная академия, и инженерно-строительный факультет в МВТУ им. Баумана, готовивший инженеров-специалистов по проектированию производственных комплексов, зданий и сооружений.
Конструктивизм как самостоятельное творческое течение в архитектуре также получил статус всемирного интернационального стиля.
От Модерна отечественный Конструктивизм отличался художественным единством и отсутствием различных тенденций в своем развитии. Можно лишь отметить творческий спор параллельно развивающихся в одно и то же время двух архитектурных стилей: Неоклассицизма и Конструктивизма, стремящихся доказать превосходство одного над другим.
В этом цельном архитектурном стиле можно выделить одно внутристилевое течение, которому как нельзя лучше подходит название «символизм». Это течение связано со стремлением некоторых авторов зафиксировать в архитектурной форме некоторые символы новой эпохи.
Следует отметить, что стремление перенести в «выразительный» характер архитектуры «изобразительные» тенденции просматривались практически в каждом архитектурном стиле. Тем не менее количество таких проявлений не позволяет провести обобщений и приравнять эти тенденции к уровню самостоятельного архитектурного стиля.
Брутализм – интернациональный архитектурный стиль второй половины ХХ века
Брутализм (англ. — букв. — грубый, упрощенный, равнозначный понятию лапидарный или упрощенный, понятный) — интернациональный архитектурный стиль второй половины XX века.
Брутализм как самостоятельный архитектурный стиль принят в середине XX века на смену конструктивизму и функционализму.
Брутализм в отечественной архитектуре
В отечественной архитектуре Брутализм как архитектурная форма появился на 20 лет позже, чем в Западной Европе. Отставание отечественного архитектурного творчества от общемирового развития было обусловлено неразвитостью отечественного строительного комплекса, который по экономическим и техническим причинам не в состоянии был использовать новые технологии возведения сооружений гражданского и производственного назначения.
Тем не менее логика развития архитектурного творчества во веем мире, в том числе и в России, не могла найти иное направление развития, помимо брутализма.
Восьмидесятые и девяностые годы в развитии отечественной архитектуры прошли под знаменем освоения законов нового творческого стиля, давно освоенного в развитых странах мира.
Следует отметить, что объективные закономерности диалектической логики (аберрация близости) не дают возможности уже сегодня приступить к архитектурному анализу и оценке созданного во второй половине XX века архитектурного наследия нашей страны.
Народное зочество. Виды и разновидности народного жилища на территории России
В период становления российской государственности и «взросления» этнического поля в XIII—XVI вв. в этнокультурных территориальных комплексах Восточной Европы происходят процессы выработки видов и разновидностей народного жилища.
Основой зарождавшихся видов народного жилища стал прежде всего раннесредневековый опыт славянского, финно-угорского, аланского и другого этноса, населявшего Восточную Европу, а также наследованный этим этносом античный, византийский, персидский опыт строительства. К середине XIX века завершилось образование десяти основных видов (видовых рядов) народного жилища.
Исследования показывают, что среди всех форм зодчества народное жилище является объективным носителем этнокультурных, традиционно-бытовых и других особенностей. Как показала историческая практика, архитектурная форма народного жилища менее всего подвержена внешним культурным влияниям и является наиболее устойчивой и консервативной.
Сложность изучения народного жилища как особого феномена в отечественном архитектурном наследии заключается в том, что эти постройки менее всего сохранны, так как возводились чаще всего в деревянных конструкциях.
Тем не менее есть достаточно материальных свидетельств, позволяющих сделать вывод о том, что к концу XIX века на всей современной территории Российской Федерации было завершено оформление видовых рядов народного жилища.
В противовес народному жилищу, формировавшемуся в сельских населенных местах, городское жилище оказалось более изменчивым и подверженным внешним культурным влияниям (модным архитектурным течениям). К тому же городское жилище чаще всего возводилось в критических конструкциях, в то время как преобладающее традиционное славянское, финно-угорское, тюркское жилище возводилось в деревянных конструкциях.
сад,xционных композиционных построений (симметричность, античная ритмика);
• индивидуализация архитектурного творчества, уникальность и запоминаемость архитектурного образа;
• опора новой архитектурной образности на новые строительные материалы (монолитный железобетон и бетон, металл, стекло, керамика);• применение пластичных криволинейных форм -в симметрии как в построении всей объемной композиции здания, так и в художественном образе фасадов (рельефы и горельеф, кованый металл);
• учет в разработке архитектурно-художественного образа здания функциональной целесообразности;
• противопоставление художественной рукотворности декоративных форм экстерьера и интерьера стиля массовому воспроизводству.
Советизация Неоклассицизма
Одна из форм Классицизма — Ампир — легко поддавалась советизации. Достаточно было ввести в композицию античного ордера пятиконечную звезду, серп и молот, советскую геральдику (государственный герб, флаг), и Классицизм становится удобным носителем новой идеологии.
Такая мощная государственная поддержка неоклассики окончательно решила творческое соперничество между двумя архитектурными стилями в пользу последнего.
Лидером возобновленного творческого метода Классицизма в виде Неоклассицизма стал известный российский архитектор, практик и теоретик, академик старой российской школы И. В. Жолтовский.
И. В. Жолтовский и его последователи создали в 1930—1950-е годы в Москве и в других крупных российских городах целый ряд псевдовеличественных зданий-монументов. Отдельными показательными постройками можно было успешно создавать декоративную бутафорию помпезности, величественности, богатства и благополучия в стране.
Неоклассицизм в российской архитектуре первой половины XX века был приемлем в архитектурной типологии и использовался как некий универсальный стиль в жилом, административном строительстве и даже в возведении объектов производственного назначения.
Одно из течений Неоклассицизма — Символизм — также нашел широкое применение в архитектурной практике. В 1950-е годы прежде всего в Москве появился целый ряд зданий-символов, признаков торжества социалистических идей. К таким постройкам можно отнести выставочный комплекс ВСХВ, высотные здания жилого и административного назначения на Большом Садовом кольце в Москве, технические сооружения Волго-Донского судоходного канала и др.
Характерные признаки Неоклассицизма:
• применение ренессансных архитектурных форм для создания композиции фасадов;
• гипертрофирование античного ордера и его ложный конструктивный характер;
• широкое применение в ордерных композициях советской символики и государственной геральдики.
Конструктивизм и Модерн в отечественной архитектуре
Следует акцентировать внимание на том, что если предыдущий архитектурный стиль Модерн был в прямом смысле этого слова заимствован «заказчиками» и архитекторами в странах Западной Европы: Австрии, Бельгии, Испании, Франции, то Конструктивизм — новый архитектурный стиль, сформировался уже на российской технической и эстетической базе. «Родителями» Конструктивизма в России стали выдающиеся мастера архитектуры, признанные таковыми и в европейских станах.