пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Принятие христианства на Руси и его роль в последующем развитии страны. Контрреформы Александра III.

1.Принятие христианства на Руси и его роль в последующем развитии страны

В 988 г., при Владимире , в качестве

государственной религии было принято христианство. Христианство было распространено на Руси издревле.

Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из

учеников Христа.

Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения

Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Оль-

ги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь

древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено

в г. Корсуни (Херсонесс) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского им-

ператора Василия с мятежом полководца Варды Фоки. Император

победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владими-

ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил

византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара»,

которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь

народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив-

ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство

утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно

установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейше-

го развития Руси.

1)Христианство с его идеей вечности человеческой

жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после ею смерти) утверждало идею

равенства людей перед Богом.

2)«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям,

и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест-

ным защитником границ державы.

3)Принятие христианства укрепляло

государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

4)Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том,

что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь

равной другим христианским странам, связи с которыми значительно

расширились.

5)Наконец, принятие христианства сыграло большую

роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви-

зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митропо-

лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об-

ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники

в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу

церкви — «десятину» (размер налога, со-

ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).

В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках

церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени-

ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из

определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви-

тия. Владимир был канонизирован церковью как святой.

 

 

 

 

2.Контрреформы Александра III.

Император Александр III (1881—1894).

Его политические взгляды были глу-

боко консервативными. Они заключались в приверженности принци-

пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроен-

ные политические и общественные деятели, среди которых особо вы-

делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут-

ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения,

Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле

1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».

В августе  «Распоряжение о мерах к охранению государ-

ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ

вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он

давал правительству право введения чрезвычайного положения и во-

енных судов, развязывал руки местным административным и поли-

цейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бю-

рократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления ре-

акционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян-

ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам.

Они назначались из потомственных дворян и полностью контролиро-

вали жизнь русской деревни. Эта мера означала

ограничение крестьянского самоуправления .

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч-

реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них

позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво-

рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему

опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство

стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр

о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское

высшее образование.«Временные правила о печати» 1882 г. Покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости»М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги

Социальная направленность внутренней политики состоя-

ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб-

ленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре-

плена государственность и достигнута определенная социальная ста-

бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо-

стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст-

венной политики.

 

Полезно почитать

Трагическая гибель отца в глазах Александра III означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода.Победоносцев К.П. вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени", считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П. ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на "натуральной силе инерции", основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий. 
В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.12 июля 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства. 
В 1892 появилось новое положение о городах.Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно.Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов.Для избирателей повышался имущественный ценз.В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза.Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс.до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев,промышленников, торговцев и трактирщиков. 
В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией,а в случаях их неутверждения они назначались начальством.Сокращалось число гласных от крестьян,вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх,из которых губернатор назначал гласного.Разногласия между земствами и местной администрацией решались последней. 
В 1884 был введён новый университетский устав,отменявший внутреннюю автономию университетов.Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения.Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей,детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".


07.11.2014; 13:42
хиты: 176
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь