пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Восточные славяне в древности. Первая российская революция 1905-1907: основные этапы, движущие силы, характер, итоги, значение.

  1. Восточные славяне в древности.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине 1 тыс. до н.э., а первые письменные свидетельства о славянах относят к началу 1 тыс. н.э. О славянах сообщают греческие, римские, рабские, византийские источники.  Античные авторы упоминают славян под именем венедов ( римский писатель Плиний Старший : наиболее известен как автор «Естественной истории» — крупнейшего энциклопедического сочинения античности; другие его сочинения не дошли до наших дней; историк Тацит: один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»); географ Птолемей Клавдий : позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии в римском Египте (достоверно — в период 127—151 гг. где проводил астрономические наблюдения.Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях науки — в оптике, географии, математике). В эпоху Великого переселения народов (3-4 вв.н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. (Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи.) Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Первые сведения о политической истории славян относятся к 4 в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово". Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своём продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская Держава распалась, и они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях своё государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" эти слова с лёгкой руки русского летописца стали афоризмом. Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава Волжская Болгария (Булгария). Её соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в. Восточные славяне в VI-ГХ вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени Византии. Византийские авторы, которые писали сочинения, содержащие своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Они сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчёркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племён. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озёра на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племён, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Также на образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

 

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финноугорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, её население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадьяры (венгры) финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озёра Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Чёрного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. Путь "из варяг в греки". Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Чёрного моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и мёдом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической,', политической, а потом и культурной жизни восточного славянства".

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мёр и весов до 1924г. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таёжных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, боронесуковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жёрновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор мёда диких пчёл), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лён, конопля).

 Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоёмкие работы, которые надо было осуществлять в строго определённые сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община мир, вервь (от слова "верёвка", которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определённой территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землёй феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путём подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счёт внутренних ресурсов и ещё не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремёсла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надёжную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищённая валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естест-, венная водная преграда. Со стороны основания кремлёвского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные её i районы, населённые, как правило, ремесленниками определённой cneциальности, слободами, ц В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчётам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделённая на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покорённых племён дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии ещё устойчивого славянского межплеменного единства.

  1. Первая российская революция 1905-1907: основные этапы, движущие силы, характер, итоги, значение.

 Революция 1905-1907 гг.

Характер первой русской революции – буржуазно-демократический. (Буржуазия - общественный класс собственников капитала, получающих доходы в результате торговой, промышленной, кредитно-финансовой и др. предпринимательской деятельности. Возникла в условиях традиционного (феодального и др.) общества)

По задачам: буржуазный – уничтожение остатков крепостничества

По движущим силам ( участникам ) : демократический- рабочие, крестьяне, солдаты, демократическая интеллигенция

Причины: 1. Самодержавие – устаревшая форма государственной власти, не отвечавшая интересам общества. 2. Неудачный ход и поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг 3. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса: господство помещичьего землевладения (Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы.), малоземелье крестьян, выкупные платежи ( плата крестьян за получаемый надел земли в период проведения и после крестьянской реформы 1861 г. ( отменены в 1906г) Крестьянская реформа 1861, буржуазная реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. ) 4.Ухудшение материального положения рабочих, тяжелые условия труда, высокая степень эксплуатации и их правовая беззащитность перед предпринимателями. 5. Политическое бесправие народа, полицейский произвол, запрещение создавать партии и союзы, отсутствие свободы слова, печати, собраний, гарантии неприкосновенности личности и жилища 6. Неравноправие народов национальных окраин империи, ограничение их культурного развития.

Задачи: свержение самодержавия, установление демократической республики, введение демократических свобод, ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание прав рабочих на стачки  ( стачка- прекращение работы на предприятии его работникам с целью добиться от предпринимателей выполнения своих требований) и создание профессиональных союзов.

Этапы революции: революция продолжалась 2,5 года ( с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.)  Имела несколько этапов.

 

 

 

Кровавое воскресенье

Непосредственный толчок к началу революции дала провокационная деятельность петербургского священника Георгия Гапона. В 1904 г. с дозволения городских властей он организовал "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". В разгар всеобщей петербургской стачки, начавшейся в первых числах января 1905 г., Гапон выдвинул план: устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. При этом под влиянием социал-демократов в нее были внесены совершенно неприемлемые для царского правительства требования: 8-часовой рабочий день, передача помещичьей земли крестьянам, введение свободы слова, печати и пр. — вплоть до созыва Учредительного собрания и прекращения войны с Японией.

9 января тысячи рабочих с женами и детьми, неся хоругви, иконы и царские портреты, двинулись к Зимнему дворцу и были встречены войсками, открывшими по ним стрельбу. Затем пришедшие в смятение колонны рабочих атаковала кавалерия. В результате этого побоища более 1200 человек было убито и около 5 тысяч ранено.

Начало революции

Варварский расстрел мирного шествия вызвал взрыв возмущения среди российскогопролетариата и в других слоях населения. В Петербурге рабочие начали строить баррикады уже 9 января. Известие о Кровавом воскресении привело к массовым забастовкам в центральном промышленном районе, Среднем Поволжье, на Украине, в Прибалтике и других регионах. Забастовкам сопутствовали уличные демонстрации и митинги; наряду с рабочими в них принимали участие ремесленники, студенты, служащие и пр. Демонстрации разгонялись полицией и войсками, которые нередко сталкивались при этом с ожесточенным сопротивлением.

Поначалу революционное движение носило, в основном, стихийный характер, но с каждым месяцем оно становилось все более организованным и целенаправленным. Забастовка, начавшаяся в мае в Иваново-Вознесенске, привела к организации Совета рабочих уполномоченных. Этот орган, не ограничиваясь руководством забастовкой, сумел взять под контроль многие стороны городской жизни: созданная им рабочая милиция следила за порядком, запрещала торговцам повышать цены, а фабрикантам — выселять рабочих из квартир и т.д.

В то же время революционное настроение охватывало все новые слои и группы населения. Весной 1905 г. по всей стране началось мощное крестьянское движение, сопровождавшееся разгромом помещичьих усадеб, запашкой помещичьей земли, дележом помещичьего хлеба и скота. В условиях продолжавшейся войны с Японией и постоянных забастовок в городах у самодержавия не хватало сил, чтобы подавить крестьянские выступления. К тому же и в армии и во флоте началось брожение, самым ярким свидетельством чему стало восстание на броненосце "Потемкин" в июне 1905 г.

В этих условиях самодержавие вынуждено было маневрировать. Еще в феврале в рескрипте, данном на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, царь объявил о своем намерении созвать Думу — представительный орган, который должен был принимать участие в разработке и обсуждении законопроектов. Однако царь намеревался при этом сохранить за собой всю полноту власти: Дума должна была стать всего лишь совещательным органом. Участники революционного движения в большинстве своем не удовлетворились обещаниями царя и склонялись к бойкоту "булыгинской" думы, которая, впрочем, так и не была созвана.

Высший подъем революции

В середине октября 1905 г. забастовочное движение в стране, все больше подчинявшееся влиянию революционеров — эсдеков и эсеров — слилось в единую Всероссийскую политическую стачку. Забастовка охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работу промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины, не работал телеграф, перестали выходить газеты. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя введения демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководившие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание.

Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Сил для того, чтобы подавить революционное движение, у него не хватало. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки, носившие действительно принципиальный характер. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр. Кроме того, Николай вновь обещал созвать Думу, но на этот раз уже законодательного характера — народным представителям царь, таким образом, уступал часть своей власти. Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический..

Манифест 17 октября, знаменуя собой серьезную победу революционного движения, в то же время внес в него раскол. Немалую роль в этом сыграли либеральные деятели. Если в первые месяцы революции они держались в тени, то после манифеста стали действовать значительно активней, призывая прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу. Революционное движение постепенно стало терять свою поразительную широту и массовость.

В результате декабрьское вооруженное восстание в Москве — высшая точка в развитии революции 1905-1907 гг. — так и не послужило сигналом к единому всероссийскому восстанию пролетариата, Оно началось 7 декабря политической забастовкой московских рабочих, охватившей почти все крупные предприятия города. После ряда столкновений с полицией и войсками, рабочие стали строить баррикады по Садовому кольцу, блокировав к 11 декабря городские власти в центре Москвы. Московский Совет рабочих депутатов взял под контроль значительную часть города.

Однако ни Совет, ни местные комитеты революционных партий не смогли наладить четкого руководства уличными боями, не сумели вступить в контакт ни с московским гарнизоном, ни с окрестными крестьянами. В результате московским властям во главе с генерал-губернатором Ф.В.Дубасовым удалось, мобилизовав свои силы, перейти в наступление.

С 13 декабря центр вооруженной борьбы переместился в один из рабочих районов Москвы — на Пресню. 15 декабря в Москву  из  Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, вооруженный артиллерией. После этого у восставших не осталось никаких надежд на победу. 19 декабря рабочие дружины покинули Пресню. Восстание в Москве было подавлено. Мощная волна первой русской революции миновала высшую точку своего подъема и начала постепенно спадать.

Образование буржуазных партий

Между тем в стране происходил процесс консолидации политических  сил, находившихся до сих пор на заднем плане революционных событии.

Манифест 17 октября открыл российским либералам путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий. Из них серьезное значение имели две: Конституционно-демократическая партия и "Союз 17 октября".  Создание первой из этих партий подготовлено было "Союзом освобождения", и соответственно кадеты объединили в своих рядах, прежде всего представителей интеллигенции — городской и земской. Лидером кадетов стал историк П.Н.Милюков. Кадеты пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни. Программа включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии, всеобщего избирательного права, введения широких политических свобод, права на стачки и проф. союзы. Так, в аграрном вопросе предполагалось принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп. В отношении рабочего вопроса предусматривалось введение 8-часового рабочего дня — но не везде, а только там, где оно в данное время возможно. Кадеты готовы были удовольствоваться конституционной монархией. Кадеты высказывались за сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии. Программа кадетов подразумевала модернизацию политического строя России по западноевропейскому образцу.

 В ноябре 1905 г. был создан «Союз 17 октября». Октябристы выражали интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и состоятельной интеллигенции. Лидером партии был предприниматель А.И. Гучков. Программа октябристов предусматривала сохранение единой и неделимой России, установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной Думой. Они были готовы к сотрудничеству с правительством и признавали необходимость некоторых реформ. Они предлагали решить аграрный вопрос, не затрагивая помещичьего землевладения (распустить общину, вернуть крестьянам отрезки, путем переселения крестьян на окраины снизить земельный голод в центре России).

Консервативно-монархические круги организовали в ноябре 1905 г.«Союз русского народа» и в 1908 г. « Союз Михаила Архангела» (черносотенцы). Их лидерами были крупные землевладельцы В.М. Пуришкевич и Н.Е. Марков и доктор А.И. Дубровин. Они боролись против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранении господствующего положения русских. Заметным явлением в русской жизни с конца 1905 г. становится черносотенное движение. Главной организующей силой в этом движении стали дворяне-помещики старого крепостнического закала. Серьезную опору черная сотня обрела среди относительно зажиточного городского мещанства. Черносотенство отличалось на редкость простой и ясной идеологией: все беды великой и могучей России исходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, желающих развалить ее во имя собственных темных интересов. В 1905-1906 гг. черносотенцы, пользовавшиеся негласной поддержкой правительства, убивали революционеров, участвовали в разгонах митингов и демонстраций, устраивали еврейские погромы и пр. Наиболее массовой черносотенной организацией стал "Союз русского народа".

Отступление революции

В 1906-1907 гг. продолжались забастовки,   крестьянские выступления, волнения в армии и во флоте. Однако в целом революционное движение в это время напоминало арьергардные бои отступающей армии. Царское правительство медленно, но верно восстанавливало контроль над страной.

Центральным событием 1906 г. стали сначала выборы в Государственную думу, а затем — деятельность этого нового для России органа. В соответствии с царским указом, выборы проводились, как и в земстве, по куриям, причем 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 — рабочих. Но при таком вопиющем неравенстве большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства — оно избирало более 40 процентов всех депутатов. Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой — тешило себя надеждой на крестьянскую веру в "доброго царя".

Таким образом, беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в I Думе относительное большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты (34 процента).

Вскоре после начала работ 1-й Думы — 27 апреля 1906 г. — выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов совершенно не оправданы: беспартийные трудовики оказались левее кадетов. Они предлагали создать "общенародный земельный фонд" из казенных, удельных и частновладельческих земель, с последующим распределением их по трудовой норме между земледельческим населением. Таким образом, программа трудовиков предполагала полное, безвозмездное уничтожение помещичьего землевладения в пользу крестьянства. Царским манифестом от 9 июля 1906 г., обвинившим Думу в "разжигании смуты ", она была распущена.

II Дума собралась в феврале 1907 г. Поскольку она избиралась на основании старого положения, в ней по-прежнему было значительное число крестьянских депутатов. В политическом отношении II Дума оказалась более пестрой, нежели 1-я: в ней появились уже эсеры и эсдеки с одной стороны, и черносотенцы с другой. В целом, большинство было за левыми силами, что сразу же сказалось в обсуждении аграрного вопроса. Значительное число депутатов склонялось к решению, предложенному трудовиками. Однако в это время правительство было уже твердо уверено в своей победе над революцией. Оно разогнало II Думу, пойдя на грубую провокацию: обвинив фракцию социал-демократов в подготовке государственного переворота. Между тем на этот раз своеобразный государственный переворот совершило само правительство: своей властью оно изменило положение о выборах таким образом, чтобы новая, III Дума стала послушным, легко управляемым сверху органом.

Так закончилась первая русская революция. Россия вступила в принципиально новую полосу своей истории


19.01.2014; 20:22
хиты: 398
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь