Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализммилет-цев. Основа мира не матер
первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз общ. порядка.
Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая попытка постановки
вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории
архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных
тел подчиняется математи-ческим соотношениям- гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа,
абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-
общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности,
отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка),
являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка-
образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено
опред. числ. соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому
утверждению, что именно число, а не мате-рияявл. первоосновой всего.(Начало всего:
1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел
1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходят чувственно
воспринимае-мые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух;
превращение последних приводит к миру жи-вого и человека.