пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18. Учение Платона об обществе, формах правления, идеальном государстве и воспитании.

Вопросам упорядочения общества Платон посвящает следующие 

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может 

произведения: "Государство" ("Политея") и "Законы" ("Номой"),

обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию 

реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения 

общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени 

являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство 

возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, 

стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-

земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. 

Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось 

раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души 

является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность 

и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, 

а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к 

отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и 

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. 

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие 

регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, 

естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных 

форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не 

аристократическая монархия).

хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких 

личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной 

Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. 

Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся 

на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. 

Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, 

неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла 

диктатуру, направленную против аристократии.

частности, классовые корни идеализма Платона.

является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных 

сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон 

подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых 

социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея 

набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание 

стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. 

Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам 

(до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система 

завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень 

образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы 

стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, 

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в 

Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой 

Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует


16.01.2014; 19:41
хиты: 133
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь