пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25. Политическая философия Аристотеля.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал 

говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство 

государств. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта 

эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При 

исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, 

наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного 

образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление 

людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в 

себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Согласно Аристотелю 

государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между 

семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина 

обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать 

совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать 

совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками 

целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения 

и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он 

выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. 

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, 

диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или 

иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». 

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство 

с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже 

с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к 

властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По 

Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки 

человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство 

среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те 

государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, 

где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель 

отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём 

много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные 

элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному 

гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую 

силу сверх надлежащей меры.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил 

специальное научное изучение определённой области общественных отношений в 

самостоятельную науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической 

системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно 

устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную 

жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, 

заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать 

их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) 

благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не 

только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание 

нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель 

гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности 

повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть 

наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма 

общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве 

(политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель 

различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, 

правит ли один, немногие или многие:

Монархия — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия — форма государственного правления, при которой верховная власть 

принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть 

немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у 

немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему 

Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит 

большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, 

и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — 

средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних 

людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть 

находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих 

меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель 

отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует 

считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, 

имеют верховную власть в своих руках. 

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По 

Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в 

государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все 

граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из 

них не имеет.

При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: 

ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою 

политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за 

правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник 

личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к 

деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. Главное в 

государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную 

службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, 

хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — 

политического устройства 158 государств (из них

сохранилось только одно — «Афинская полития»).


16.01.2014; 19:39
хиты: 140
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь