пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31. Патристика, ее главные темы и представители

Средние века, охватывающие почти тысячелетие (с V по XV в.), мировоззренчески 

пронизаны христианскими представлениями о сущем. В IV в. «слово Божье» было 

провозглашено официальной религией, что позволило ее сторонникам бороться с 

язычниками за утверждение новых ценностей. Христианство дает новую интерпретацию 

суги Природы, Знания и Веры. Если для язычника природа самоценна, самодостаточна и 

божественна, то для христианина Бог первичен, он вне природы, которая им сотворена. 

Истинное бытие — Бог, остальное — его творение. Всевышний сотворил мир из ничего 

благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение называется креационизмом (лат. 

creatio — творение, создание). Истолкованием исходных положений Библии занимались 

так называемые отцы церкви, деятельность которых по обоснованию христианства в 

философии называется патристикой.

Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии. Чтобы послание 

Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать 

многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э., 

отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить 

расхождения между различными книгами и т.д. Все эти и другие многочисленные 

проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали 

отцы церкви.

Патристика (ок. II–VIII вв. после Р.Х.) характеризуется стремлением построить и 

обосновать христианское вероучение при помощи античной философии, а также защитить 

его от нападок нехристиан – язычников и от искажений еретиками. Философское влияние 

на патристику оказали прежде всего платонизм, неоплатонизм, стоицизм, религиозная 

философия Филона Александрийского (ок. 25 г. до Р. Х. – 40 г. после Р.Х.). Идеи Платона 

впервые понимаются здесь как божественный Логос, как слово Божье, как мысли 

Бога, воплощаемые в творении мира. К очищению души от греховных вожделений и 

освобождению духа от плоти стремились гностики II в. н. э., сыгравшие важную роль в 

генезисе христианской философии. Они стояли на позициях дуализма духа (светлого, 

доброго начала) и материи (тёмного, злого) и пытались объединить христианские 

представления с учениями Платона, пифагорейцев, а также с древневосточными мифами 

(египетскими, вавилонскими, персидскими, греческими), предлагая их философско-

аллегорическое истолкование.

Внутри патристики различают стадии 1) апологетики (литературной защиты 

христианского образа жизни и веры от нападок во времена преследований христиан); 

2) разработки основных догматов вероучения; 3) систематизации богословия (до 

VIII в. в православии, в католицизме – и далее). В патристике различают также 

два течения – западное (латинское: Тертуллиан, Августин и др.) и восточное 

(греческое: Юстин, Климент Александрийский и др.). Главнейшие богословско-

философские проблемы этого периода –теологическая (единство и троичность Бога, 

отношение лиц или ипостасей), христологическая (отношение божественной и 

человеческой природы в Христе), антропологическая(первородный грех, свобода воли, 

спасение, душа и тело).

Ориген, современник Плотина и его товарищ по школе Аммония Саккаса, предпринял 

первую попытку систематической философской рефлексии над содержанием 

христианской веры, первую попытку синтеза христианства с неоплатонизмом. Григорий 

Нисский (IV в.) также предпринял одну из наиболее значительных попыток 

создания системыбогословия. Большое влияние на христианскую средневековую 

философию, теологию и мистику оказал Псевдо-Дионисий Ареопагит, которого считали 

непосредственным учеником апостолов. Однако приписываемые ему сочинения, 

четыре трактата и десять писем, были написаны во второй половине V в. н. э. в Сирии, 

входившей тогда в состав Византии. Установлена идейная зависимость автора от 

Прокла. Ареопагит соединяет христианство с неоплатонизмом и предвосхищает метод 

схоластики. Он провёл систематическое различие между катафатической (положительной) 

и апофатической (отрицательной) теологией. Ареопагитики – один из главных источников 

средневековойхристианской мистики. Описание мистического опыта можно найти в 

индийской философии, у греков – в “Эннеадах” Плотина. В христианстве мистический 

элемент ограничен и поставлен под контроль духовенства, которое и выступает в 

качестве посредника между Богом и отдельным человеком. Христианский мистицизм 

существует в двух основных формах: теоретического мистицизма, т. е. стремления к 

слиянию с Богом посредством размышления, познания (“гностицизм” в широком смысле), 

и аскетической практики, “подвига”, монашеского служения, “восхищения сердца” и т. д.

Однако самый знаменитый представитель патристики и вообще один из самых 

влиятельных мыслителей Запада – Аврелий Августин. Его труды – один из важнейших 

источников средневекового философско-богословского мышления. Усвоив античную 

философию, пройдя через горнило античного скептицизма, он систематизировал 

христианское мировоззрение как целое и заложил основы всей традиции христианской 

философии. Особенно глубоко и всесторонне при этом он использовал учение Платона 

и неоплатонизм. После Августина вплоть до эпохи Возрождения (около тысячи лет) 

платонизм существовал в своей христианизированной форме августинизма. В его 

сочинениях также разработаны идеи, которые получили дальнейшее развитие и в Новое 

время и даже в современной философии, например, у Декарта или у Гуссерля в их анализе 

самосознания и сознания времени. Учение Августина – теоцентризм. Каждая страница его 

знаменитой “Исповеди” проникнута верой в Бога, живым чувством его присутствия, связи 

с ним, любви к нему.


16.01.2014; 19:36
хиты: 237
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь